В период с 12 по 16 декабря в штаб-квартире Международной морской организации в Лондоне прошла 79-я сессия Комитета по защите морской среды, сообщает пресс-служба Минтранса. По итогам сессии Комитет принял ряд важных поправок к Конвенции МАРПОЛ.
Поправки к Приложениям I, II, IV, V и VI, которые вступит в силу 1 мая 2024 года, касаются региональных договоренностей о приемных портовых сооружениях для арктических вод. Суда смогут сдавать нефтеостатки и вредные жидкие вещества с судов в определенных портах арктических государств в соответствии с договоренностями, тем самым обеспечивая выполнение всеми арктическими государствами требований МАРПОЛ. Поправки были разработаны в 2021 году Российской Федерацией совместно с государствами-членами Арктического совета.
Другие принятые поправки предполагают создание в Средиземном море района контроля выбросов окислов серы, то есть установление с 1 мая 2025 года более жесткого требования о предельном содержании серы в жидком судовом топливе (0,10% по массе) по сравнению со значением, которое установлено в соответствии с общим требованием Конвенции МАРПОЛ (0,50%).
В фокусе внимания Комитета традиционно находилась комплексная работа IMO по реагированию на изменение климата. Была продолжена работа по пересмотру Первоначальной стратегии IMO по сокращению выбросов парниковых газов с судов, которая должна завершиться к середине 2023 года. В этой связи Комитет отметил необходимость принятия сбалансированных решений в части масштаба задач, стоящих перед отраслью, при должном учете региональных особенностей социально-экономического характера и возможных негативных последствий для государств и морской торговли в целом в случае принятия новых природоохранных мер.
Также переработана процедура IMO по проведению оценки последствий для государств при осуществлении принятых IMO мер по сокращению выбросов парниковых газов с судов. Пересмотренный документ предполагает более прозрачную процедуру проведения оценки с целью повышения ее эффективности.
Продолжилась работа над пакетом новых мер по сокращению выбросов парниковых газов с судов, которые предположительно будут включать требования технического и рыночного характера. В прикладном плане работа над пересмотренной стратегией IMO и новыми поправками к Конвенции МАРПОЛ продолжится в следующем году с прицелом на достижение конкретных договоренностей.
Дополнительно Комитет принял поправки к двум рекомендательным резолюциям с призывом к государствам разрабатывать национальные планы действий по сокращению выбросов парниковых газов с судов, а также с призывом к сотрудничеству между судоходной и портовой отраслями по этому вопросу. В пересмотренных резолюциях акцент сделан на содействие разработке альтернативных видов судового топлива и создания соответствующей бункеровочной инфраструктуры, а также принятие мер по стимулированию судов, имеющих высокие рейтинги эксплуатационной углеродоемкости.
«По другим вопросам повестки стоит отметить принципиальное согласие на признание северо-западной части Средиземного моря особо уязвимым морским районом и целесообразности разработки конкретных обеспечительных мер в рамках профильных рабочих органов IMO», — говорится в пресс-релизе.
Внесены правки в ряд рекомендательных руководств IMO, в частности, в Руководство по методам расчета конструктивного коэффициента энергоэффективности и в Руководство по разработке регионального плана по приёмным портовым сооружениям.
В рабочую программу Комитета и подотчетных органов внесены два новых вопроса — разработка поправок к Приложению II Конвенции МАРПОЛ в целях повышения эффективности чистки грузовых танков судов при перевозке грузов с высокой температурой плавления и/или высокой вязкостью, разработка поправок к Пересмотренному руководству IMO и техническим требованиям по оборудованию для предотвращения загрязнения из льял машинных помещений судов.
Продолжилась работа по совершенствованию Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлению ими и связанных с этой конвенцией рекомендаций IMO. В частности, Комитет одобрил поправки к форме Журнала управления балластными водами и Руководству по заполнению этого журнала, а также разработал отдельные элементы для включения в будущий рекомендательный документ IMO для судов, которые сталкиваются с необходимостью выполнения операций с балластными водами сложного качества, обработка которых представляется затруднительной.