Суммарный объем складских площадей, на которых логистическими операторами оказываются 3PL-услуги, составляет 4,51 млн кв. м или 11,8% от общего объема арендопригодных площадей. Такими данными с SeaNews поделилась консалтинговая компания NF Group (ex-Knight Frank Russia), которая провела исследование на рынке контрактной логистики в разрезе складской недвижимости. В рамках него было опрошено 40 логистических операторов, оказывающих 3PL-услуги.
Объем сделок за 9 месяцев 2022 года, заключенных транспортными и логистическими компаниями, составил 266 тыс. кв. м, что меньше, чем за тот же период 2021 года (392 тыс. кв. м), но превышает значение 2020 года (197 тыс. кв. м). После ухода с рынка ряда зарубежных компаний, являющихся клиентами логистических операторов, наиболее популярным способом оптимизации стала сдача складов в субаренду и заключение краткосрочных контрактов. По итогам третьего квартала на долю логистических и транспортных компаний пришлось 45 тыс. кв. м или 12% от общего объема площадей, предлагаемых в субаренду.
На Москву приходится 73,6% площадей логистических операторов, на которых оказываются услуги 3PL, на Санкт-Петербург – 11,2%, на регионы – 15,2%.
Структура профилей клиентов логистических операторов значительно диверсифицирована. Наибольший объем площадей приходится на хранение товаров повседневного спроса (24%), продуктов (16%) и производственных товаров (14%). На компании сферы традиционного ритейла и электронной торговли приходится по 10% и 9% соответственно. При этом из-за усложнения цепочек поставок компании сферы электронной торговли могут значительно увеличить долю занимаемых площадей.
«Изменение логистических цепочек и приостановка работы иностранных компаний усложнили работу логистических операторов. Сейчас многие из них рассматривают расширение только при наличии соответствующих запросов от клиентов. Тем не менее, география запланированных расширений сохраняется с ориентацией на традиционные логистические хабы страны — Москву и Санкт-Петербург. В столице, согласно данным опроса, планируемое расширение 3PL-операторов составляет 260 тыс. кв. м, а в Санкт-Петербурге – 127 тыс. кв. м», — сказал партнер, региональный директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group Константин Фомиченко.
За 9 месяцев 2022 года загрузка складских площадей логистических операторов снизилась с 94,4% до 91%. «Это связано с постепенным сокращением товарооборота клиентов после периода высокого спроса в начале года», — поясняют в NF Group.
Уход и приостановка деятельности зарубежных компаний, санкционные ограничения и изменение экономической ситуации отразились на клиентском портфеле и договорных условиях. Так, по итогам третьего квартала 2022 года доля иностранных компаний по объему занимаемых площадей у логистических операторов составила 44%. У половины операторов доля иностранных компаний среди клиентов не изменилась с начала года, у 30% – сократилась, а у 20% – увеличилась. Часть иностранных пользователей сменили собственника на российское юридическое лицо и продолжили пользоваться услугами логистических операторов, другая часть продолжает платить за услуги ответственного хранения, однако объемы операций со складскими запасами товаров значительно снизились.
С начала года тарифная политика большинства логистических операторов не изменилась, однако по сравнению с концом 2021 года стоимость наиболее популярных услуг выросла в среднем от 5% до 20%, что обусловлено ежегодной индексацией на индекс потребительских цен, либо на фиксированный процент. При этом большинство операторов по-прежнему договариваются об индексации на индивидуальных условиях. Предпосылок к снижению тарифов до конца года, по словам, операторов нет.
Больше половины опрошенных операторов считают, что новыми драйверами развития рынка 3PL-логистики смогут стать маркетплейсы, компании, хранящие продукты, и игроки сферы FMCG, поскольку e-com компании могут не справляться собственными силами со значительно усложнившейся логистикой, а продукты и товары повседневного спроса — это те категории, траты на которые сохраняются дольше всего при сокращении потребительских трат.
«Несмотря на все вызовы, логистика по-прежнему остается «кровеносной системой» экономики. Ожидаемое изменение структуры спроса со стороны клиентов и самого портрета клиентов на фоне общего увеличения вакансии на рынке складской недвижимости, скорее всего, позволит сегменту контрактной логистики увеличить свою долю в общем спросе на качественные складские площади для оказания 3PL-услуг своим клиентам», — отметил директор по работе с корпоративными клиентами NF Group Максим Загоруйко.
Большинство опрошенных компаний считают, что перед рынком 3PL-услуг стоят вызовы, которые приведут к его дальнейшей трансформации и новому витку развития. К числу основных сложностей относятся растущая себестоимость складских операций из-за снижения товарооборота у клиентов, ограниченный выбор и рост стоимости складской техники, высокая конкуренция за трудовые ресурсы, ограничение доступа к дешевому финансированию из-за высокой ключевой ставки, сохранение высоких арендных ставок в качественных складских комплексах. Тем не менее, игроками высказываются сдержанно позитивные оценки относительно развития.
«Справляться с вызовами логистические операторы намерены благодаря повышению эффективности внутренних процессов компании, оптимизации затрат, а также активной работе с клиентским портфелем и выходу на новые сегменты клиентов», — резюмируют в NF Group.