«ДАКСЕР» о новом таможенном кодексе

От рынка заказчика к рынку поставщика услуг

  • SeaNews попросил ведущих логистических операторов, работающих в России, поделиться своими мнениями, прогнозами и ожиданиями – как будет развиваться логистическая отрасль в ближайшее время, какие факторы будут определять рынок, куда будут двигаться ставки на перевозки и какие планы строят участники рынка в сложившихся непростых условиях.

    Мир больше не будет прежним

    От рынка заказчика к рынку поставщика услугПо мнению Алексея Мисаилова, директора по развитию бизнеса FM Logistic в России, расхожую фразу «Мир уже никогда не будет прежним» можно применить и к логистическому рынку. «Действительно, очень многое поменялось за пандемийный период. На фоне бурного роста рынка электронной коммерции, нехватки человеческих ресурсов, нестабильности в традиционных цепях поставок и отсутствия альтернатив на некоторых маршрутах мы являемся свидетелями трансформации отрасли, которая выражена в переходе от рынка заказчика к рынку поставщика услуг. Именно наличие ресурсов будет определять развитие логистики в 2022 году».

    «Абсолютно все виды логистических сервисов будут востребованы, начиная от забора небольших партий товаров у поставщиков за рубежом и заканчивая омниканальными решениями по доставке конечному потребителю уже на территории Российской Федерации. Стоит помнить и о том, что каждый товар должен пройти складскую обработку, включая сервисы по маркировке и копакингу», – отмечает А.Мисаилов.

    От рынка заказчика к рынку поставщика услугВажным трендом в логистике 2022 года остается повышение цифровизации и автоматизации процессов, считает Виталий Вербилович, руководитель отдела исследований и развития группы компаний AsstrA. «Будут развиваться следующие направления: технологии Big data (так называемых больших данных), интернет вещей, процессы роботизированной автоматизации и ряд других. На фоне антиковидных мер возможность компании вести деятельность в онлайне позволяет сохранить эффективность и качество оказываемых услуг, а интеграции информационных систем с клиентами и поставщиками повышают ее прозрачность и скорость операций».

    «Перспективным все еще остается сектор логистики для e-commerce, сдержанное развитие ввиду ограниченных возможностей инфраструктуры и высоких цен на рынке, вероятно, будет наблюдаться в морских контейнерных перевозках. Негативное влияние пандемии по-прежнему испытывает сегмент авиаотправок», – говорит В.Вербилович.

    Переживать за развитие логистического рынка точно не стоит, ведь на нем постоянно появляются игроки со свежими идеями в сфере искусственного интеллекта, цифровых технологий и других, уверен Максим Косенков, руководитель отдела продаж направления «Европейская логистика» компании «ДАКСЕР». «Самым интересным направлением в данной области я бы назвал автопилот, управляемый искусственным интеллектом. Развитием подобных сервисов занимаются не только международные гиганты рынка, такие как Tesla и Uber, но и отечественные компании. Так, на улицах Москвы уже можно увидеть пилотные образцы автономного транспорта».

    По мнению Владимира Серебрякова, генерального директора Gebrüder Weiss в России, в 2022 году внимание бизнес-сообщества по-прежнему будет сосредоточено на логистическом рынке. «Связано это с продолжающимся дисбалансом в глобальной цепи поставок, из-за которого все логистические хабы испытывают серьезные нагрузки и который провоцирует задержки грузов при транзите, а также скачки цен. Больше всего данные факторы отразятся на морских грузоперевозках, главным образом из портов КНР, а это, в свою очередь, усилит интерес к авиа- и железнодорожным доставкам товаров из Китая», – прогнозирует эксперт.

    Ставки вышли на плато?

    Прошлый год стал рекордным в плане роста цен на перевозки. И логистические операторы, и грузовладельцы надеются, что в 2002 году рост ставок хотя бы остановится – но этот оптимизм разделяют не все.

    Морские и мультимодальные перевозки дорожали еще с 2020 года, напоминает А.Мисаилов. «Сказались инцидент в Суэцком канале, нехватка порожних контейнеров, повышенная нагрузка на портовую инфраструктуру и, конечно, COVID-19. 2022 год не предвещает какую-либо стабилизацию ситуации с пандемией. К сожалению, улучшений в этом направлении ждать не приходится».

    От рынка заказчика к рынку поставщика услуг«Если говорить о контейнерных отправках, то мы надеемся, что текущий уровень ставок ― максимальный, и расти в 2022 году больше не будет, – говорит М.Косенков. –  Тарифы на автомобильные перевозки, по нашим прогнозам, вырастут на 20-30% по отношению к средним значениям 2021 года».

    «Драйверы роста тарифов, – отмечает он, – остаются прежние: спрос на рынке заметно выше предложения, по-прежнему отмечаются длительные простои на границах и местах перегрузки с одного транспортного средства на другое, и, как следствие, низкая оборачиваемость транспортных средств и контейнерного оборудования».

    По мнению А.Видинеева, в Европе стоимость логистических услуг может взлететь и из-за водителей, имеющих международную аккредитацию. «Дело в том, – поясняет он, – что за время коронавирусных ограничений их количество значительно сократилось, и им стало выгоднее оставаться на локальной дистрибуции, где хорошие зарплаты плюс близость к семье и дому».

    От рынка заказчика к рынку поставщика услугА с 1 января этого года, рассказал он, о повышении стоимости на складские операции сообщили провайдеры в Эстонии, Латвии и Литве. «Ограничения из-за COVID-19 привели к нехватке квалифицированного персонала и вынужденному сокращению рабочего времени, при этом объем проходящей через склады транзитной продукции остался прежним. Все это может спровоцировать рост конкуренции за эффективный человеко-час».

    Тем не менее, в настоящее время, по оценке А.Видинеева, цены на грузоперевозки всеми видами транспорта вышли на плато благодаря восстановлению в 2021 году железнодорожных перевозок между Россией и Китаем. Первые итоги, считает он, можно будет проанализировать уже в апреле-мае 2022 года.

    Говоря о перевозках между Россией и Китаем, важным событием начала года А.Видинеев назвал снятие с 14 января карантина в Маньчжурии. «Однако система электронных очередей пока еще не запущена, а система квот – уже не действует. Грузопоток перенаправляется на другие погранпереходы с недостаточной инфраструктурой. Результатом таких действий может стать порча или даже потеря товаров, повышение цен на транспортные услуги и увеличение транзитных сроков», – прогнозирует он.

    Ценовая нестабильность скажется и на перевозках внутри России, в первую очередь на сегменте автоперевозок, в связи с чем возможно увеличение спроса на транспортировку товаров по железной дороге, особенно на дальние расстояния, считает В.Серебряков.

    В.Вербилович, в свою очередь, высказал предположение, что по мере решения проблем, вызвавших дефицит предложения транспорта, уровень цен на перевозки будет стабилизироваться. Существенное снижение ставок возможно в случае сокращения спроса на отправки, возникшего на фоне кризисных явлений в экономике.

    Прогноз на 2022: ставки, сбои, заторы, спрос на склады и эпидемиологическая обстановка

    «Безусловно, среди факторов, оказывающих влияние на логистику, основными являются пандемия и геополитическая ситуация в мире, – говорит М.Косенков. – Они препятствуют налаженной работе и управлению цепями поставок.

    «Сбои в цепях поставок и нарушения работы морских терминалов привели к росту ставок фрахта. На этом фоне бизнес начал локализовывать производства вблизи мест потребления продукции, а приоритетом становились внутренние рынки. Наблюдались и геополитические проблемы. Все это препятствовало глобализации экономики, – развивает мысль В.Вербилович. – Изменились и потребительские привычки, кратно вырос объем покупок, совершаемых онлайн. Как следствие, логистические услуги для рынка электронной коммерции (доставки на «последней миле», складская дистрибуция) становятся все более востребованными. Все чаще приоритетом заказчиков становится стабильность, безопасность и прозрачность отправок. В результате участники рынка инвестировали в развитие инструментов отслеживания и контроля процесса доставки. Увеличение стоимости и времени перевозки привело к появлению альтернативных сервисов по транспортировке грузов. Так, в связи с ограниченностью поставок из Китая в Европу морским и железнодорожным транспортом клиенты стали чаще заказывать автомобильные грузоперевозки. Все эти факторы будут актуальны и в 2022 году, – считает он. – Их влияние на мировую торговлю скажется и на темпах роста рынка логистики».

    От рынка заказчика к рынку поставщика услугПо мнению В.Серебрякова, «сохраняющаяся нестабильность на рынке морских перевозок станет стимулом к дальнейшему развитию инфраструктуры и увеличению ее пропускной способности для контейнерных доставок по железной дороге, преимущественно из Китая. Никуда не денется в текущем году и проблема со всеобщей нехваткой микроэлектронных компонентов, из-за чего перевозчикам будет сложнее обновлять автопарк, при этом эксплуатационные издержки вырастут. В перспективе все это может привести к уменьшению количества машин и увеличению цен в данном сегменте. На повышении спроса, особенно на рынке потребительских товаров, не лучшим образом скажется рост инфляции, что может также повлиять на объемы перевозок товаров данного сегмента. Общая тенденция сокращения издержек на логистику вызовет повышенный спрос на сборные доставки».

    А.Видинеев отмечает, что в Китае сохраняется дефицит порожнего оборудования, что провоцирует рост спекулятивных цен. «В минувшем году это уже сказалось на российском экспорте – отмечалась острая нехватка вагонов (их использовали для перевозки угля) и контейнеров (порожние уходили в США и КНР, где на них был повышенный спрос). Не исключено повторение ситуации, – предупреждает он. – Кроме того, остается острым положение с превышением объемов принятых грузов над провозными возможностями перевозчиков. Не исчезают и задержки в портах перевалки – в Пусане, Сингапуре, Гамбурге, Роттердаме».

    Применительно к складскому бизнесу, в 2021 году спрос находился на крайне высоком уровне, отмечает А.Мисаилов. «В Московской области на данный момент почти нет свободных объектов, доля вакантных площадей ― меньше одного процента. Практически все складские комплексы сейчас возводятся в формате built-to-suit, поэтому спрос на них будет только расти. Мировые цепочки поставок пока далеки от стабильности, риск локдаунов на производствах по-прежнему велик. На этом фоне многие компании организуют safety stock ― так называемые «складские стоки безопасности». Все стараются избежать дефицита продукции и стараются делать запасы, поэтому услуги складской логистики становятся все более востребованными».

    Средний рост автомобильных отправок по России в 2021 году составил, по данным А.Мисаилова, порядка 15%. «К этому добавились сложности с нехваткой водителей и удорожанием запчастей. Наблюдался и дефицит грузовиков ― устаревшие необходимо было списывать, а новые поставлялись на рынок с опозданием. Нехватка транспортных средств становилась все более ощутимой в связи с увеличением спроса на логистику, особенно в сегменте e-commerce. Стоит отметить также увеличение стоимости горючего и колебания курса валют, влияющие на ценообразование запчастей, большинство из которых зарубежного производства. Все вышеуказанные факторы сказываются на удорожании автомобильных перевозок. Думаю, что их денежный оборот в 2022 году может увеличиться еще на 15%».

    «Международные автомобильные перевозки до осеннего кризиса на границе Республики Беларусь и Польши проходили нормально. Однако ограничения на нескольких пунктах пропуска, а также дополнительный контроль со стороны таможенных органов увеличили срок оборачиваемости транспортных средств и, как результат, парализовали более чем 30% подвижного состава. Традиционно повышенный спрос в конце года привел к спекулятивному росту тарифов на основные направления более чем в два раза. В первом полугодии ставки в этом сегменте снизятся, показав небольшое увеличение к марту, но вот вторая половина года будет зависеть от многих факторов, в том числе от количества дозволов между Польшей и Россией», – считает А.Мисаилов.

    На рынок автомобильных перевозок из Китая в Россию может продолжить влиять эпидемиологическая обстановка в Маньчжурии, говорит А.Видинеев. «Из-за сложной обстановки в этом регионе грузопоток был вынужденно перенаправлен через Монголию и Казахстан, к последнему, из-за недавних событий, доверие сейчас снижено. Мы видим, что на рынке укрепляют позиции владельцы крупных автопарков, сервис становится качественнее, но при этом снижается конкуренция, объем общего европейского автопарка уменьшается, что может привести к увеличению цен и стоимостным сговорам», – предупреждает эксперт.

    Планы на будущее

    Вопреки, а, может, благодаря сложной конъюнктуре все без исключения опрошенные SeaNews логистические операторы планируют в 2022 году развитие.

    «В 2022 году мы планируем удвоить объемы перевозок по ключевым направлениям, в числе которых – автомобильные доставки сборных грузов из стран Европы в Россию, контейнерные и вагонные железнодорожные доставки из европейских портов, внутригородская доставка в городах-миллионниках», – поделился генеральный директор Gebrüder Weiss в России В.Серебряков.

    Развивать перевозки сборных грузов планирует и «ДАКСЕР». «Мы продолжаем развивать сервис по отправке сборных грузов из Европы в Россию. Для их консолидации в ЕС у нас есть несколько складов, и один из них сейчас используется как отправная точка для товаров, доставляемых в Санкт-Петербург, – рассказал М.Косенков. – Для нас важно предоставлять импортерам весь комплекс услуг, поэтому на данном маршруте мы предлагаем классический набор сервисов: складскую обработку, перевозку, таможенное оформление и внутригородскую доставку. В 2022 году мы ожидаем, что количество сборных отправок, реализованных российским представительством «ДАКСЕР», увеличится на 13-15%».

    По словам А.Видинеева, в 2022-2023 годах STALOGISTIC будет сосредоточена на:

    • росте стабильности сервисов из Китая и Юго-Восточной Азии;
    • расширении портфеля сервисов из стран Ближнего Востока, Средней Азии, а также из Америк (Северной, Центральной и Южной);
    • разработке альтернативных каналов перевозки грузов из Европы с учетом транспортного кризиса на границах Республики Беларусь с Польшей и Литвой;
    • внутрироссийском сегменте.

    FM Logistic в России рассчитывает продолжить двузначный рост в процентном отношении и еще сильнее укрепить свои позиции. «С нетерпением ждем запуска первой и второй очередей нашего нового складского комплекса в Толбино. Рост транспортной активности ― как международных сервисов, так и внутрироссийских ― должен составить более 15% (FTL- и LTL-отправки). Мы также ожидаем дальнейшего роста услуг для игроков рынка электронной коммерции, который возможен за счет сервисов по агрегации доставки «на последней миле» и фулфилмента», – сообщил А.Мисаилов 

    «В 2021 году мы выработали стратегию развития на 2022-2024 годы. Она предполагает трансформацию бизнеса и значительный рост всех оперативных и финансовых показателей AsstrA, которые станут ступенями к достижению основной цели ― попадания в первую десятку европейских логистических операторов к 2030 году, – рассказал В.Вербилович. – В течение следующих трех лет мы планируем расширить спектр услуг в рамках сервисов FTL-перевозок, нарастить долю морских контейнерных отправок. Также группа компаний намерена разрабатывать мультимодальные логистические решения, развивать проектную логистику и другие направления. Мы настроены оптимистично и прогнозируем, что темпы роста компании останутся на уровне 2021 года (+25%). Российские подразделения являются важнейшей частью группы компаний AsstrA и будут развиваться в контексте глобальной стратегии. Мы ожидаем рост спроса в сегментах морских контейнерных перевозок, железнодорожных и авиационных отправок, а также проектной логистики».

     


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    25.07.2022
    Неразрешимых проблем в логистике нет. Есть трудности, которые требуют времени на их преодоление.
    19.07.2022
    Холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех» запустит серийное производство линейки российских транспортно-логистических роботов грузоподъемностью до 20 […]
    29.11.2022
    Логистика в России централизована. Зачастую грузы с Дальнего Востока везут в Москву, а затем распределяют по регионам, в т.ч. обратно в ДВФО. В Татарстане ситуация схожая, основная часть всех грузов в регион и из региона пока идёт через Москву.
    22.11.2022
    Спотовые ставки на танкеры для перевозки сырой нефти на прошлой неделе превысили 100 тыс. […]
    11.02.2022
    В 2022 году прогнозируется рост
    12.04.2022
    Проблемы логистики зерна обсудят на Чёрном море  более 200 участников отрасли


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.