Когда Севморпуть впервые прошли за одну навигацию

Когда Севморпуть впервые прошли за одну навигацию

  • 1 октября 1932 года завершилась экспедиция из Архангельска в Петропавловск-Камчатский на ледокольном пароходе «А.Сибиряков», Северный морской путь был впервые пройден за одну навигацию.

    В экспедицию Арктического института судно под командованием капитана Владимира Воронина, начальника экспедиции академика Отто Шмидта и его заместителя Владимира Визе вышло утром 28 июля 1932 года из порта Архангельск и отправилось на восток.

    Пройдя через пролив Маточкин Шар в Карское море, судно 3 августа 1932 года благополучно достигло порта Диксон, где простояло до 11 августа в ожидании погрузки угля. Оттуда пароход взял курс на Северную Землю и, проходя по совершенно чистой воде, обнаружил по пути остров Сидорова (название дано в честь военного гидрографа К.Е.Сидорова), положив тем самым начало открытию группы островов Арктического Института.

    Несмотря на острую нехватку времени, начальник экспедиции О.Шмидт и капитан судна В.Воронин решили сделать немалый крюк, чтобы посетить четверку исследователей, только что закончивших составлять карту архипелага Северная Земля.

    Когда Севморпуть впервые прошли за одну навигациюВ два часа ночи 14 августа 1932 года пароход подошел к острову Домашнему на встречу с зимовщиками Георгием Ушаковым и Николаем Урванцевым, составлявшим карты. «Мы подошли к «Сибирякову» на шлюпке и провели его на рейд. Моряки приветствовали нас гудками. На мачтах корабля поднялись флаги расцвечивания, был спущен парадный трап. Нас встретили поистине с адмиральскими почестями, – вспоминал руководитель североземельной экспедиции Г.Ушаков. – У трапа на палубе великое, непривычное для нас множество народу. …Стрекочут кинокамеры, щелкают фотоаппараты. Встреча была восторженной и суматошной…»

    Перед отходом «Сибирякова» Г.Ушаков вручил О.Шмидту, В.Воронину и В.Визе карту Северной Земли, которую накануне вычертил Н.Урванцев в меркарторской проекции, применяемой в морской навигации. По совету Г.Ушакова судно пошло по чистой воде, обогнув остров Комсомолец архипелага Северная Земля с севера и прошло из Карского моря в море Лаптевых до бухты Тикси.

    В конце августа из Тикси ледокол продолжил путь на восток, взяв на буксир два колесных ленских парохода, которые довел до устья Колымы.

    Вблизи Чаунской губы «А.Сибиряков» наткнулся на многолетние торосистые льды. 10 сентября около острова Колючина ледокольный пароход, работая в сплоченных льдах, повредил лопасти винта. Осмотр показал, что одна лопасть вовсе отсутствует, от второй осталась только половина, а от третьей и четвертой — по трети. Было решено поставить имевшиеся на борту запасные лопасти, для чего предварительно из кормовой части ледокола в носовую были перегружены 400 тонн угля и весь запас продовольствия. Работа по смене лопастей продолжалась до 16 сентября, когда ледокол продолжил путь к Берингову проливу.

    17 сентября сломался упорный подшипник, а 18 сентября, недалеко от острова Идлидля, пароход потерпел еще более серьезную аварию — сломался конец гребного вала и вместе с винтом ушёл на дно.

    В.Визе описывал это так: «Раздается ужасный треск — такого мы еще не слыхали — потом наступает жуткая тишина. Это уже не лопасть, это обломался конец гребного вала, и мы потеряли весь винт, который лежит теперь на дне морском. «Сибиряков» перестал быть судном и сделался игрушкой течений и ветров…»

    Имевший большой опыт хождения под парусами капитан В.Воронин 1 октября 1932 года благополучно вывел пароход на чистую ото льда воду у северного прохода в Берингов пролив. Там его уже ждал вызванный по радио на помощь траулер «Уссуриец», который отбуксировал скдно в Петропавловск, а затем в Иокогаму. Закончив ремонт в японском порту, 1 января 1933 года А.Сибиряков» вышел в море и 7 марта прибыл в Мурманск.

    Таким образом, ледокольный пароход «А.Сибиряков» впервые в истории за два месяца и три дня прошел маршрут Северного морского пути от устья Северной Двины до Берингова пролива, в одну навигацию.

    После успешной экспедиции на ледокольном пароходе «А.Сибиряков» Совет народных комиссаров СССР издал постановление от 17 декабря 1932 года об образовании Главсевморпути.

    Когда Севморпуть впервые прошли за одну навигацию«Александр Сибиряков» водоизмещением 3,2 тыс. тонн был заложен 23 ноября 1908 года в Англии на верфи D. & W. Henderson & Company в Глазго по заказу компании «Bellaventure Steamship Co Ltd.» и спущен на воду в 1909 году под названием «Bellaventure». Первый порт приписки Сент-Джонс (Канада).

    В 1915 году владелец судна компания «A. J. Harvey and Co.» продала судно министерству торговли и промышленности России. В 1916 году ледокольный пароход переименовали в «Александр Сибиряков», в честь известного золотопромышленника, мецената и исследователя Сибири и Арктики, одного из инициаторов освоения Северного морского пути Александра Михайловича Сибирякова. Команда любовно называла судно – «Саша».

    (По материалу Северного морского музея (г. Архангельск))


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    28.04.2021
    ООО «Арктик СПГ 2» (совместное предприятие «Новатэк») заключило 20-летние договоры купли-продажи на весь объем […]
    21.10.2021
    ФГУП «Гидрографическое предприятие» выполнило новую расстановку плавучих предостерегательных знаков (буев) на Морском канале — […]
    31.03.2021
    Проект «Северный морской транзитный коридор. Западный транспортно-логистический узел» ООО «Русатом Карго» – отраслевого логистического […]
    23.04.2021
    В рамках программы обновления транспортного флота ОАО «Северное морское пароходство» приобрело сразу три современных […]
    24.08.2021
    Зеленодольский завод имени А.М.Горького в Татарстане спустил на воду лоцмейстерские суда «Александр Парфенов» и […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.