Маркетплейсы могут быть хорошим подспорьем для экспортеров, и АО «Российский экспортный центр» начал работать в этом направлении с большими и средними компаниями, которые выпускают много продукции, заявила генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина на панельной дискуссии «E-commerce в России. Время больших возможностей» в рамках ПМЭФ-2021.
«Два года назад, когда мы увидели, что есть большая ниша, которая может воспользоваться способами e-commerce, мы начали думать, что же им нужно. Мы поняли, что необходимо правильно подобрать маркетплейс. Несколько лет назад существовал стереотип, что достаточно выставить товар на Alibaba, и он будет продан. Мы такой эксперимент провели и выяснили, что конверсия в экспорт оказалась низкой», – рассказала В.Никишина.
По ее словам, первая и важная задача – найти подходящую торговую площадку под конкретный товар. «Есть нишевые и отраслевые маркетплейсы, именно правильно подобранное место является одной из главных составляющих успеха, поскольку туда приходят покупатели данной категории», – отметила глава РЭЦ, добавив, что в настоящее время Центр сотрудничает с 77 электронными площадками.
«Второе: нужно правильно разместить продукцию, сфотографировать и подать, описать ее таким образом, чтобы покупатель зацепился за нее глазом. Первые, да и сейчас неуспехи наших экспортеров связаны с тем, что они выставляют невнятные и некрасивые фотографии, и ты как клиент их пролистываешь», – подчеркнула В.Никишина.
Еще одна задача — масштабирование возможностей для подбора правильных маркетплейсов для российских экспортеров. Ее РЭЦ тоже решает: не так давно был запущен специальный сервис, так называемый «подбиратор», который подбирает для экспортера наиболее подходящие маркетплейсы в зависимости от продукции и бизнес-возможностей.
В.Никишина коснулась еще одного аспекта – доставки. «Клиент избалован быстрой доставкой. Когда наша продукция будет доставлена через месяц-полтора и поэтому если на получение продукции уходит месяц-полтора, то ее никто не купит».
«Многие маркетплейсы берут деньги за то, чтобы продавец разместил свой товар на электронной площадке. Для российских экспортеров это достаточно дорого, поэтому, чтобы компенсировать эти затраты на эту услугу сейчас, они могут получить субсидию, – рассказала В.Никишина. – За прошлый год эти меры худо-бедно, но дали эффект. Но самым сложным остается отчетность, которую нужно создать, отдать и доказать случившийся экспорт. И это сводит на нет весь энтузиазм у экспортеров. Более того, сейчас возникают определенные проблемы с налоговыми службами – в отношении тех выгод, которые получили экспортеры через такое субсидирование. Мы сейчас будем вносить в законодательство изменения, чтобы не создавать токсичности таких мер поддержки».
«В самое ближайшее время мы на немецком Amazon открываем национальный магазин, Почта России будет нашим оператором, и с учетом склада в Германии, который как фулфилмент будет обеспечивать быструю доставку», – поделилась В.Никишина.