Строительство уникальной по своим параметрам трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи Мурманск – Владивосток начнется в конце мая – начале июня. Об этом сообщил заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай. Проект, получивший название «Полярный экспресс», является ключевым для информатизации трассы Севморпути и станет основой цифровизации всей Арктической зоны РФ.
По словам Алексея Стрельченко, генерального директора компании «Управление перспективных технологий», которая выступает главным исполнителем проекта, работы планируется завершить в 2026 году. При этом, первые – западные участки ВОЛС будут сданы уже к 2022 и 2024 годам, а большинство восточных – к 2026 году.
Высокотехнологичная подводная магистральная линия связи «Полярный экспресс» включает 6 пар оптических волокон, имеющих пропускную способность 100 терабит/сек., получит возможность дальнейшего наращивания пропускной способности за счет как наземного (берегового) оборудования, так и применения новейших решений в области волоконно-оптической связи.
На сегодняшний день уже завершены необходимые исследования, получены требуемые разрешения на строительство, построена береговая станция в пос. Териберка (Мурманская область), ведутся работы по проектированию и строительству береговых станций в Амдерме (НАО) и в Диксоне (Красноярский край).
«Данная линия связи обеспечит надежными и высокоскоростными каналами связи и передачи данных портовую инфраструктуру Арктики, на трассе Севморпути и в пределах ДФО, способствуя тем самым цифровой трансформации водного транспорта и смежных отраслей», – отметил А.Пошивай.
Протяженность линии связи «Полярный экспресс» составит 12,6 тыс. км. Линия будет проложена по географически кратчайшему маршруту между Европой и Азией.
В работе по прокладке будет участвовать флотилия из 9 судов, в том числе, двух кабелеукладчиков. Планируется, что подводный кабель в целях обеспечения его сохранности на морских участках будет заглублен в дно на 1,5 м, а там, где это невозможно по геологическим и иным причинам, будет «одет» в одинарную или двойную броню с усилием на разрыв до 50 тонн.
«Прогресс магистральных сетей и сопутствующих технологий — это поддержка новых торговых маршрутов между Европой и Азией по трассе Севмпорпути, стимулирования цифровой трансформации отрасли, внедрения новых технологий и как итог – нового качества жизни людей», – отметил заместитель руководителя Росморречфлота Денис Ушаков.
ФГУП «Морсвязьспутник» сейчас ведет переговоры с потенциальными партнерами для обеспечения стыковки системы «Полярный экспресс» с существующими национальными и международными магистральными сетями, а также привлечения потенциальных потребителей.
Грузооборот 18 портов Арктики в 2020 году составил 996 млн тонн, 22 портов Дальнего Востока – 223 млн тонн, напомнил глава ФГУП «Росморпорта» Александр Смирнов. До 2030 года этот показатель должен расти на 44 млн тонн в год, а дальневосточных – более чем на 100 млн тонн. «Для функционирования этих объектов нам необходим постоянный надежный канал связи», – сказал он, подчеркнув, что спутниковая связь это обеспечить не может.
Генеральный директор «Морсвязьспутника» Андрей Куропятников отметил возможность привлечения иностранных партнеров к проектам, продолжающим волоконно-оптическую линию от ее начальной точки у мурманского поселка Териберка в сторону Европы и от Владивостока в сторону Азии. Сам проект «Полярный экспресс» полностью обеспечен финансированием, добавил он.
Проект строительства Трансарктической подводной оптоволоконной линии связи Мурманск – Владивосток был анонсирован на выставке «Транспорт России» в ноябре прошлого года.
Проект осуществляется под эгидой Минтранса, Росморречфлота и подведомственных агентству ФГУП «Росморпорт» и ФГУП «Морсвязьспутник».