1 января 2021 года в Европе стартует очередной крупный инфраструктурный проект. Между Данией и Германией проложат погружной тоннель под Балтийским морем. Сооружение протяженностью 18 км станет самым длинным объектом подобного типа на планете. Такие сооружения еще называют подводными тоннелями из опускных секций (ПТОС).
В отличие, скажем, от более протяженного Евротоннеля (50,5 км) Фемарнбельтский тоннель не будет проходить под морским дном. Его построят из бетонных секций, которые погрузят в заранее вырытую траншею глубиной около 16 м и шириной 60 м.
В общей сложности тоннель будет состоять из 79 элементов, каждый весом 73 тыс. тонн. Для производства секций в Дании строят новый завод, который станет одним из крупнейших в стране. Его общая площадь равна 200 футбольным полям. Ожидается, что первые части будущего объекта произведут в 2023 году.
Внутри тоннеля предполагается проложить двухпутную электрифицированную железную дорогу и четырехполосную автомагистраль. Новое сооружение соединит острова Лолланн (Дания) и Фемарн (Германия), став частью маршрута Гамбург – Копенгаген.
По информации министерства транспорта Дании, изначально строительные работы начнутся со стороны Скандинавии. В Германии проект стартует в середине 2022 года. Открытие тоннеля намечено на 2029 год, опять же, если ничего не помешает. Ведь датчане должны были приступить к реализации уже этим летом, однако из-за пандемии сроки пришлось сдвинуть на полгода.
Проект обсуждался с середины 1990-х и рассматривали различные варианты мостов и тоннелей. Первоначально приоритет отдавали вантовому мосту с тремя пролетами, но в 2011 году остановились на погружном тоннеле как наиболее оптимальном решении. Инициаторами проекта выступили датчане, которые и берут на себя бОльшую часть расходов. 800 млн евро выделит ЕС.
Как правило, стоимость проекта со временем увеличивается. Однако в данном случае все выглядит иначе. Строительство оценивали примерно в 9 млрд евро, однако стараниями инженеров проект удалось оптимизировать, благодаря чему сметная стоимость сократилась на 2 млрд евро. В любом случае для скандинавов это самый дорогой проект в истории.
Одной из особенностей тоннеля станет продольная система вентиляции и, как следствие, отсутствие промежуточных вентиляционных шахт. Благодаря такому решению уменьшается поперечное сечение тоннеля, а главное, существенно снижается уровень загрязнения воздуха внутри сооружения.
По новому тоннелю пересечь пролив можно будет за 10 минут. Сегодня переправа на пароме занимает около часа, а объезд через Ютландию протяженностью 160 км — еще больше.
У проекта, конечно же, есть и противники. В первую очередь это защитники природы, которые опасаются, что строительные работы приведут к гибели многих животных, обитающих в этих местах. А увеличение трафика после открытия тоннеля негативно отразится на окружающей среде. Также категорически против выступают и те, кто обеспечивает сегодня паромную переправу.
(По материалу портала «Строительная Россия»)