Компания ООО «ЭО «ОРИОН» планирует запустить производство экранопланов в Комсомольске-на-Амуре. В настоящее время обсуждается создание головного образца экраноплана вместимостью до 50 пассажиров, его опытная эксплуатация и сертификация с последующей организацией серийного производства (до 15 машин в год), а также организация коммерческой эксплуатации на маршрутах по территории Дальнего Востока и Арктической зоны РФ. В перспективе возможен экспорт созданных машин, сообщает пресс-служба Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АНО АПИ).
«Предварительно был проведен анализ возможности применения различных транспортных средств на существующих маршрутах и подтверждена целесообразность применения экраноплана «Орион-20М» на существующих маршрутах. Для запуска проекта будет создана специальная компания. Сейчас обсуждается возможность поддержки проекта со стороны финансовых институтов развития Дальнего Востока. Для этого идет подготовка бизнес-плана и инвестиционного меморандума. Мы поможем определить место локализации производства в Комсомольске-на-Амуре», – пояснил директор АНО АПИ в Комсомольске-на-Амуре Алексей Чепурных.
По данным АНО АПИ, ООО «ЭО «ОРИОН» основано в 2002 году. Основные виды деятельности – научно-исследовательские работы по тематике экранопланов и экранолётов; производство и поставка экранопланов и экранолётов собственной разработки. За время производства собрано шесть двухмоторных экранопланов «Орион-14» для нужд российских пограничных служб, реализуется контракт на поставку шести машин в Иран, из них три уже поставлены и приняты заказчиком. Создан прототип двухмоторного экраноплана «Орион-20», образец принял участие в учениях МЧС по ликвидации пожаров и ЧС, опыт использования был признан успешным.
Испытания экраноплана «Орион 20» в России возобновились в 2017 году. Они проходили над Онежским озером в Петрозаводске. Машина способна передвигаться по льду и воде и парить над поверхностью за счет экранного эффекта.
По информации «Военного обозрения», разработка экраноплана началась в 2012 году, однако летом 2015 года испытания были прерваны в связи с серьезной аварией. После создания нового образца они начались заново. Новая модель имеет большие габариты, была уменьшена масса хвостовой части, изменена центровка. Эти изменения были призваны исправить прошлую недоработку, приведшую к аварии, когда машина «встала в стойку». Проблемным моментом была силовая установка, не позволявшая на то время достичь необходимой тяги.
В июле 2015 года директор Ассоциации «Экраноплан» Юрий Варакосов заявил, что в соответствии с заключенным 29 ноября 2014 года госконтрактом с Минпромторгом России на проведение опытно-конструкторской работы, компания «Экранопланостроительное объединение «Орион» должна создать к концу 2016 года экспериментальный образец экраноплана с условным наименованием «Орион-20М». Экспериментальный образец должен был иметь увеличенную массу с 10 до 14 тонн, на нем будут устанавливаться другие двигатели. Тогда речь шла о 30 пассажирах вместо 20 на прежней модели. Менее габаритная версия «Орион-14» (проходила испытания на Каспии в 2017 году) способна развить скорость до 180 км/ч, нести тонну груза или 12 пассажиров. Эта модификация вызвала интерес в Иране, в 2017 году был подписан контракт на её реализацию.