Японские торпеды-кайтэн, управляемые пилотами-смертниками, получили широкую известность в военной истории, несмотря на их низкую эффективность и крайне ограниченное применение. Однако корабли-бомбы существовали задолго до XX века – в XVI-XVIII веках ни один морской бой не обходился без брандеров.
Брандер – судно, нагруженное взрывчатыми или легковоспламеняющимися веществами и предназначенное для поджога или подрыва кораблей противника. В отличие от японских кайтэнов, это «беспилотник»: для атаки корабль направляли в сторону вражеского флота, намертво заклинив штурвал в нужном положении.
Один из прецедентов, в котором брандеры серьезно повлияли на исход боя, произошел 8 августа 1588 года – Гравелинское сражение между английским и испанским флотом, которое завершилось поражением испанской Непобедимой армады. В ночь перед битвой Чарльз Говард, герцог Ноттингем, главнокомандующий британского флота, приказал начинить восемь потрепанных в боях кораблей смолой, порохом, соломой и хворостом, поджечь и вслепую отправить в сторону тесно сбившихся в кучу испанцев. Сами брандеры не причинили испанцам никакого вреда, но вызвали страшную панику: пытаясь избежать столкновения с пылающими кораблями, испанцы рубили якорные канаты – и на следующий день уже толком не могли сохранять строй из-за невозможности причалить. Кроме того, многие корабли пострадали от столкновений.
Именно такую цель – посеять панику, поджечь пару кораблей, сломать строй – брандеры несли примерно с V века до н.э. В России наиболее удачное применение брандеров было в Чесменском сражении против турок.
Устройство брандера диктовалось его назначением: максимальная дешевизна и простота конструкции, скорость постройки, простота в управлении, места для расположения горючих и взрывчатых веществ. Ближе к корме в борту предусматривалась дверь, у которой швартовалась лодка для эвакуации, для надежности швартовка производилась не канатом, а цепью. Дверь позволяла команде покинуть брандер под прикрытием борта. У места швартовки в борту было еще одно отверстие с выведенным наружу концом бикфордова шнура — моряки поджигали его, уже сидя в эвакуационной лодке, и его длина позволяла команде отойти на безопасное расстояние.
Брандер должен был быть так снаряжен, чтобы он мог вдруг загореться и внутри, и снаружи. Для этого палубы покрывали брезентом и посыпали их мелкими кусками брандкугельного состава и порохом; на кубрике, в деке и у самых стен корабля ставили кадки с тем же составом; весь брандер наполнялся зажигательными и разрывными бочками, ящиками, снаряженными гранатами, факелами, смолёными фашинами, стружками, кроме того, все поливалось скипидаром.
В XIX веке брандеры как отдельный класс судов уже не строились, в качестве бомб использовались ненужные корабли других типов. Обычно брали небольшой дряхлый корабль. Все ценное, в том числе вооружение, снимали, после чего трюм и другие внутренние помещения набивали горючими веществами. Чаще всего использовали не военные корабли, а торговые суда, идущие с флотом в качестве плавучих складов продовольствия.
Брандеры могли управляться командой до самого конца. Моряки пришвартовывали горящий корабль к вражескому, после чего эвакуировались с противоположного борта на заранее подготовленной шлюпке. Или же команда просто направляла корабль на противника и покидала брандер, не дожидаясь столкновения, за которым следовал взрыв. При попутном ветре или течении брандеры можно было просто направить на вражеский флот без команды, с зафиксированным штурвалом.
Все успешные применения брандеров имели место в гаванях и проливах, где скапливалось много кораблей, мешавших друг другу. Эффективность брандера в открытом море практически равнялась нулю: маневренный боевой корабль успевал уничтожить плавучую «бомбу» на подходе.
Брандеры широко использовались против деревянных судов, а также разнообразных защитных заграждений (бонов, деревянных плотин). В XIX веке военные корабли начали делать из железа, и брандеры, казалось бы, потеряли актуальность раз и навсегда. Тем не менее, технология не умерла, но видоизменилась.
Во время осады Порт-Артура японцы попытались заблокировать вход в гавань для русских кораблей, затопив в узком месте несколько торговых пароходов. Попытка провалилась (из девяти транспортов в «правильном» месте затонул только один, прочие были торпедированы или подбиты береговой артиллерией на подходах), но термин «брандер» получил новое значение. Впрочем, затопление кораблей для блокировки некой замкнутой водной зоны практиковалось еще в XVI веке, просто в то время брандерами называли другие суда.
Попытки использования брандеров были и во Второй мировой войне. Наиболее известна в этом плане операция «Колесница», благодаря которой британцы полностью уничтожили крупнейший немецкий сухой док в городе Сен-Назер на побережье Франции.
Попыткой использования брандеров отметилась также Италия. Еще в 1938 году была изготовлена серия из 18 компактных катеров MT (Motoscafo da Turismo) — легких, оснащенных 95-сильным двигателем Alfa Romeo, способных разгоняться до 60 км/ч и штатно начиненных 330 кг взрывчатки. Пилот находился на корме; заклинив руль, он должен был спрыгнуть на специальный спасательный плотик до столкновения с целью. MT принимали участие в нескольких операциях, самой успешной из которых было выведение из строя британского тяжелого крейсера «Йорк» 26 марта 1941 года.
По материалам портала «Популярная механика»