Вантовый мост через залив Ханчжоувань соединяет города Шанхай и Нинбо, пересекая залив Ханчжоувань в Восточно-Китайском море и реку Цяньтан. Это самый длинный трансокеанский мост в мире и третий по длине мост, проложенный через водные пространства. Его протяженность составляет около 36 км, ширина – 33 м, а высота – 62 м.
Мост построен в форме буквы S и имеет 6 автомобильных полос, по три в каждую сторону. По всей длине через определенные промежутки расположены светодиоды, которые постоянно меняют свой цвет и концентрируют внимание водителя. Конструкция рассчитана на 100 лет эксплуатации с возможностью дальнейшей реконструкции. Общая стоимость инвестиций составила 11,8 млрд юаней (около 1,4 млрд долларов по курсу декабря 2004).
Мост через залив Ханчжоувань был построен за четыре года. Строительство началось 8 июня 2003 года и продолжалось до 2007 года, потом еще несколько месяцев проводилось закрытое тестирование моста. Как утверждают специалисты, мост выдержал 19 тайфунов и множество морских приливов.
Строительство начали одновременно с южного и северного берега залива. Было важно, чтобы обе части моста точно совпали, когда они встретятся.
Традиционно в таких случаях для обеспечения стыковки мостов применяется метод визуального наблюдения, но в этом случае метод был неприменим из-за большого расстояния между берегами и в условиях сильных дождей и густого тумана. Поэтому были использованы системы глобального позиционирования с помощью спутников, которые вычисляют точки на поверхности земли с точностью до нескольких сантиметров. Для строительства моста в заливе Ханчжоу базовые станции этой системы были установлены на противоположных берегах, и специально для строителей моста была создана объединенная система.
Базовые станции поддерживали связь со спутником для создания триангулированной координатной сетки. Каждая свая получила уникальный постоянный адрес со своей широтой и долготой, чтобы система нашла его для точной установки конструкции уже на воде. На баржах для забивки свай было две системы, которые связывались с базовой станцией на берегу и находили точную координату установки конструкции. Этот метод произвел настоящую революцию в проведении строительных работ.
Практически все узлы самого длинного трансокеанского моста в мире были отлиты на земле, после чего уже готовые конструкции транспортировались к месту монтажа. Кроме этого, чтобы забить шесть тысяч стальных свай в морское дно, требовался огромный молот. Для этого был построен специальный плавучий копер гигантских размеров и с невероятной мощностью. Этот поршень мог забивать сваи с силой 250 тонн на кв. м.
После завершения строительства путь между Шанхаем и Нинбо сократился на 120 км, а время в пути – с четырех часов до двух с половиной. Плата за проезд по мосту стравляет 80 юаней за автомобиль. Ограничение скорости – 100 км/час.
Примечательно, что посередине моста находится сервисный центр под названием «Земля между морем и небом», где водители могут отдохнуть и с новыми силами продолжить путь. В центре есть магазины, выставки, парковки, рестораны, а примечательностью его является смотровая башня высотой 145,6 м. С ее вершины открывается вид на мост и океан с высоты птичьего полета. Сервисный центр построен на острове-платформе, который стоит на сваях и, таким образом, не препятствует естественным течениям в заливе.