Владимир Коростелев, директор проекта Single Window Группы «Морской Экспресс», представитель ассоциаций морских агентов Калининграда, Санкт-Петербурга и Юга России, о требованиях Минтранса по предоставлению копий документов при прибытии и убытии судна, защите персональных данных и реакции Генпрокуратуры
Рвение бюрократов при внедрении «цифровой экономики» не имеет границ. Вступивший в силу в апреле прошлого года приказ Минтранса России от 26.10.2017 №463 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним» обязал морских перевозчиков при прибытии судна в российский порт представлять в Администрацию порта электронные сканы 34 документов, а при убытии – 39 документов. Это прямое нарушение Международной конвенции ФАЛ, строго ограничивающей количество представляемых документов до 5-7 форм.
При этом во всех портах мира существует служба Государственного портового контроля (Port State Control – PSC), которая один раз в год посещает прибывшее иностранное судно и на борту знакомится с большим количеством оригиналов судовых документов в бумажной форме и дипломами членов экипажа.
Отечественные бюрократы поступили проще – они обязали все иностранные суда представлять в PSC сканы всех документов при каждом приходе и уходе судна. Приходит, например, в понедельник судно в Санкт-Петербург – 34 копии электронных документов, будь добр, загрузи в отечественную информационную систему. Через два дня уходит судно из порта – будь добр, опять загрузи 39 копий электронных документов – в основном тех же самых. А если судно линейное и приходит в Большой порт Санкт-Петербург по расписанию, то эта замечательная процедура повторяется каждый понедельник (34 документа) и среду (39 документов). И все заняты «работой».
Российским чиновникам такой порядок только на руку: во-первых, и перевозчики, и проверяющие – все заняты «делом». Одни сканируют, другие проверяют. Морские агенты, как люди подневольные, тоже в массе своей готовы смириться с идиотскими нововведениями.
Минтрансу России хорошо. Он может отчитаться о росте применения «электронных документов» в рамках развития программ «цифровой экономики». Сейчас многие госслужбы соревнуются по этим показателям. Например, количество стандартных форм электронных документов в таможне к сентябрю 2018 года достигло 482.
Но неожиданно возмутились капитаны иностранных судов. В соответствии с Европейским Кодексом по защите персональных данных дипломы членов экипажа в электронном виде третьим лицам передавать нельзя. В Российской Федерации тоже есть ФЗ о защите персональных данных, но его положения никого в Минтрансе не смутили.
Смутилась только Генеральная прокуратура. Получив обращение Ассоциации морских агентов Санкт-Петербурга, Генеральная прокуратура Российской Федерации обратилась в Минтранс России с просьбой «проверить доводы», изложенные в обращении, и «при необходимости принять меры реагирования» (см. файл ниже). Иными словами, чиновников Минтранса попросили «подумать головой». Ну а о чем еще, в самом деле, их можно попросить?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции