Своим прогнозом для логистической отрасли на 2019 год и ближайшее будущее поделился Андрей Сулла, заместитель директора операционного управления по железнодорожным перевозкам группы компаний AsstrA
Ситуация на логистическом рынке России в 2019 во многом будет обусловлена ростом влияния информационных технологий и современного оборудования для данного сегмента экономики. Транспортная логистика – довольно консервативная сфера, и проникновение технологий идет не столь быстрыми темпами, но автоматизация процессов, совместимость данных с системами государственного контроля и учёта становится необходимым элементом работы грузоперевозчика. Этому способствуют как запросы со стороны заказчиков, которым важнее получить не низкую ставку на перевозку, а комплексное логистическое решение, так и инициативы государственных органов, благодаря которым перевозчикам, работающим по «серым» схемам, такое ведение бизнеса становится экономически не выгодно.
На мой взгляд, в ближайшие несколько лет конкурентную борьбу выиграют компании, которые обратят внимание на информационное обеспечение процесса грузоперевозок – будут активно внедрять ИТ-решения, учитывать комплексную безопасность перевозок (соблюдение высоких экологических стандартов, сохранность груза и хорошее техническое состояние транспорта), а также соответствовать международным стандартам и административным нормам российского законодательства.
В условиях существующей экономической конъюнктуры ожидать, что цены на логистику останутся на прежнем уровне, не приходится. Увеличение стоимости обусловлено повышением ставки НДС, ростом стоимости топлива, пересмотром тарифов «Платон» и т.д. Все это заставит перевозчиков отыгрываться на цене. По прогнозам транспортно-логистических ассоциаций, производственных и торговых компаний, ставки возрастут в среднем на 10%. В конечном счете это приведет к общему повышению стоимости товаров и услуг для конечных потребителей.
Рынок логистики напрямую зависит от существующих экономических показателей, уровня покупательной способности населения и развития производственной сферы. Уменьшение доходов населения приведет к снижению потребительского спроса, особенно для импортных товаров из Европы. Однако импорт из Китая и других стран Азии ежегодно растет, например, за 2018 год китайский импорт вырос более чем на 20% по сравнению с 2017. Так что, можно говорить не о сокращении объемов логистического рынка, а лишь о перераспределении грузопотоков, поэтому наиболее активно сейчас развиваются транспортные коридоры «Нового Шелкового пути».
В 2019 году в связи общей экономической ситуацией – ростом издержек – компании будут стараться снизить затраты. Одновременное повышение ставок и требования грузовладельцев к снижению затрат на логистику сделают этот рынок низкомаржинальным. Поэтому логистические компании будут вынуждены использовать современные технологии и автоматизацию процессов, чтобы увеличить свою рентабельность.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции