В рамках 9-го Балтийского транспортного форума советник отдела таможенных операций и таможенного контроля департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Сергей Соколов рассказал SeaNews об особенностях применения Таможенного кодекса ЕАЭС в отношении Калининградской области:
«До работы над Таможенным кодексом ЕАЭС разрабатывалось Соглашение об особенностях перевозки товаров с территории Калининградской области на основную территорию тогда еще Таможенного союза. Это соглашение было объемное и затрагивало много аспектов: и касательно процедур свободной таможенной зоны, и касательно процедур таможенного транзита, и статуса товаров и так далее. Потом, когда начали работу над кодексом ЕАЭС договорились, что это Соглашение уже не будет разрабатываться, но будет кодифицировано сразу в кодекс ЕАЭС прямыми нормами. Это, собственно, и произошло. Есть отдельные прямые статьи, в которых прописано, как будут перемещаться товары из Калининграда на основную территорию уже Евразийского экономического союза. Сделано ряд отсылок на решение Евразийской экономической комиссии, где мы можем прописать отдельные нюансы, особенности и аспекты, уточнить отдельные таможенные операции для того, чтобы сделать уже более четкий, гибкий порядок для перемещения товаров с учетом уже тех условий и технологий, которые сейчас применяются таможней. Потом мы сможем эти порядки актуализировать уже на уровне ЕЭК без внесения изменений уже непосредственно в Таможенный кодекс ЕАЭС, что гораздо сложнее и дольше.
Если говорить конкретнее – разработаны и через неделю будут приниматься решения по перечню документов, подтверждающих статус товаров Евразийского союза при перевозке товаров с территории на территорию через территорию третьих государств. Все, что было на практике реализовано до этого, пока не было нормативного права для регулирования этого вопроса на уровне ЕЭК. Были письма Союзного комитета между Беларусью и Россией, они носили рекомендательный характер, оттуда переняли все тоже. Проговорили с Калининградом, что им еще нужно. Если в действующем Кодексе вообще нет про транзит товаров Союза, но он на них распространяется, то сейчас уже прописан непосредственно порядок, как перевозить товары транзитом через территорию третьего государства. Плюс отменяется транзит водным транспортом, если не будет захода в порт иностранного государства».
«Кроме того, товары, которые в Москве помещаются под экспорт и будут ввозиться через порт Калининград, с вступлением нового кодекса не будут помещаться для перевозки по территории иностранного государства под транзит, а будут просто следовать по экспортной декларации с помощью информационных систем таможни. Это тоже упростит взаимную торговлю».
«Сейчас в Кодексе будет закреплена норма о том, что контейнеры, которые прибывают в Калининград морским транспортом, потом перегружаются на автомобильный и железнодорожный транспорт для доставки в Москву, они будут рассматриваться как транспортное средство международной перевозки. Это прямая норма. Соответственно, это упрощенный порядок декларирования, меньше документов, меньше времени».