На прошлой неделе состоялся IX Международный Балтийский транспортный форум, собравший делегатов из России, Беларуси, Литвы, Эстонии, Германии и других стран. Форум проходил в Калининграде 7-8 сентября.
В повестку дня первого дня Форума были включены пленарная сессия «Транспортный рынок Балтии: настоящее и будущее», а также секции «Порты Балтии: от конкуренции – к партнёрству» и «Железнодорожный транзит: экономический аспект». Во второй день Форума прошла профессиональная экскурсия в город Балтийск — на терминал Балтийской стивидорной компании-лидера по обороту контейнерных грузов в Калининградской области, также участникам был презентован вагон-платформа для перевозки контрейлеров (автомобильных полуприцепов) на территории Калининградского морского торгового порта.
Александр Рольбинов, врио заместителя Председателя Правительства Калининградской области, в первый день Форума лично поприветствовал участников мероприятия, отметив, что Балтийский транспортный форум — важное экономическое событие не только общероссийского, но и международного уровня. Назвав форум «представительной профессиональной площадкой для конструктивного обсуждения вопросов, что способствует активному развитию транспортной отрасли».
Елена Дятлова, врио министра развития инфраструктуры Калининградской области, в пленарной сессии Форума доложила о стратегии развития транспортной инфраструктуры Калининградской области. Отметив, что основными направлениями развития являются повышение конкурентоспособности транспортной системы, реализация транзитного потенциала, а также — увеличение протяженности автомобильных дорог
Напомним, через территорию Калининградской области проходят ответвления двух трансъевропейских транспортных коридоров № 1-А «Рига-Калининград-Гданьск» и № 9-Д «Киев-Минск-Вильнюс-Калининград», которые интегрированы с железными и автомобильными дорогами, морским портом Калининград. На этих участках планово проводится реконструкция и капитальный ремонт. Основным же направлением в сфере развития дорожной инфраструктуры будет оставаться подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года. На острове Октябрьский в г. Калининграде завершены работы по устройству съездов с новой эстакады через реки Старая и Новая Преголя. Ведётся строительство улично-дорожной сети, обеспечивающей подъезд к основному стадиону, продолжается строительство эстакады «Восточная», идет реконструкция моста «Высокий». Продолжается реконструкция Северного обхода г. Калининграда.
Елена Ивановна также отметила уникальность железной дороги в регионе, обе колеи которой (и европейской — 1435 мм и российской — 1520 мм) выходят в Польшу из Калининграда до станции Бранево и из Черняховска до станции Скандава, что позволяет отправлять и принимать грузы из России и стран СНГ в Европу и в обратном направлении без перестановки колёсных пар. В регионе делается всё возможное для развития железнодорожной инфраструктуры, достраивается пограничная железнодорожная станция Чернышевское. Прорабатывается вопрос организации транзита контейнерных поездов сообщения Китай – Европа – Китай через российско-польские пограничные переходы с перегрузом контейнеров на Калининградской железной дороге. Расширяются логистические связи с Евроазиатским пространством.
Все это, безусловно, невозможно без решения многочисленных таможенных вопросов. И на Форуме, конечно же, была широко представлена таможенная проблематика.
Сергей Соколов, советник отдела таможенных операций и таможенного контроля Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, доложил о таможенном законодательстве Евразийского экономического союза и его влиянии на транспортно-логистический комплекс Калининградской области.
Светлана Куманёва, и.о. первого заместителя начальника Калининградской областной таможни, рассказала о комплексной программе развития ФТС России до 2020 года, в основу которой положен девиз «простота и удобство для бизнеса, эффективность и безопасность для государства». Программа предусматривает множество направлений развития таможенных органов, в том числе: совершенствование таможенных операций и таможенных процедур в рамках функционирования ЕАЭС; формирование «электронной таможни» и использование электронного взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности; создание системы единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей; реализацию механизмов «прослеживаемости» движения товаров во внешней и взаимной торговле ЕАЭС.
Представитель таможни отметила, что особое внимание ФТС России уделяет развитию применения технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автоматическому выпуску товаров, внедрению электронного декларирования при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита. С 30 ноября текущего года все таможенные посты Калининградской областной таможни реализуют технологию авторегистрации на экспортные товары (а с 18 апреля 2016 г. – на товары, помещенные под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны).
Спикер рассказала также о совершенствовании таможенной процедуры таможенного транзита, о проводимой совместно с ОАО «РЖД» работе по сокращению сроков совершения таможенных операций в железнодорожных пунктах пропуска, об использовании программного продукта КПС «Портал Морской порт».
Леонид Степанюк, вице-президент холдинга DSV, руководитель Комитета КТПП по транспорту и таможенной политике, депутат Калининградской Областной Думы, член Комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры Калининградской Областной Думы, а также – модератор пленарной сессии, резюмируя дискуссию, возникшую вокруг тонкостей взаимодействия бизнеса и таможни, выразил надежду на то, что таможенные процедуры, действительно, упростятся.
В своём докладе Леонид Степанюк обозначил реальности и перспективы развития паромных РО-РО перевозок по направлению Калининградская область — Усть-Луга – Евросоюз (Германия), а также сделал акцент на вопросе о перспективах развития международных автомобильных грузовых перевозок в Калининградской области. Спикер выразил обеспокоенность тем, что в среднем один автопоезд в регионе зарабатывает от 350 до 450 тыс. руб. в месяц. Тогда когда должен — 700–800 тыс. для того, чтобы хотя бы окупить взятый в лизинг транспорт. Естественно, что этот дисбаланс стоимости автопоездов и доходов от их использования не способствует обновлению регионального грузового автопарка, — отметил эксперт, и предложил целый ряд мер для поддержки участников рынка (субсидирование, снятие различных ограничений и т.д.).
Субсидии понадобятся и пассажирскому транспорту. Об этом говорил Илья Зотов, заместитель председателя Общероссийского объединения пассажиров, в своем выступлении о влиянии развития транспортной инфраструктуры Балтики на рост пассажиропотока. Инициатива об отмене НДС на авиабилеты в калининградском направлении исходит с самого верха. И, по словам спикера, нулевая ставка НДС позволит снизить стоимость на билеты как минимум на 10%, что, безусловно, поспособствует развитию аэропорта, а также увеличит количество пассажиров на 12–15%. Но надо понимать, что нулевой НДС подразумевается для тех авиаперелётов, которые минуют московский транспортный узел: речь идёт о рейсах из Калининграда в Екатеринбург и из Екатеринбурга в Калининград, а не о таких рейсах, как Москва — Калининград, — пояснил Илья Зотов.
Максим Агаджанов, генеральный директор «Газпромбанк Лизинг», продолжил не менее актуальную проблему лизинга, как эффективного инструмента для привлечения инвестиций и развития транспортной отрасли, отметив, что объем этого сектора экономики в России уже сопоставим с рынками Австрии, Швейцарии, Испании, Дании и Бельгии. Сегодня компания формирует портфель заказов в сфере водного транспорта. Судовладельцы активно проявляют интерес к лизинговым схемам. Лизинг — импульс для обновления рыболовного флота и эффективный инструмент для развития транспортной отрасли и промышленности в целом, уверен спикер.
Послеобеденная секция «Железнодорожный транзит: экономический аспект» продолжила работу Форума многочисленными дебатами.
Модератором секции выступил Сергей Заворотынский, генеральный директор компании «Карго Сервис».
Открыл железнодорожную дискуссию доклад Виктора Голомолзина, начальника Калининградской железной дороги (КЖД), в котором спикер обозначил тенденции развития транзитного потенциала Калининградской железной дороги.
«Сегодня мы готовы предложить сервис всем заинтересованным грузовладельцам», — подчеркнул начальник КЖД. Особо он выделил необходимость реализации проекта ускоренных грузовых поездов на Китай, что позволит увеличить объем грузопотока, а значит и поступление налогов. Анонсировал проект с контрейлерными перевозками.
В части пассажирских перевозок отметил, что уже в текущем году КЖД предполагает получить три тепловоза для перевозки двухэтажных составов, которые снизят себестоимость поездки до Москвы на четверть, соответственно, подешевеют билеты и для пассажиров. В перспективе двухэтажные вагоны планируется пустить и на Санкт-Петербург. Пока прорабатываются технические инфраструктурные вопросы с Литвой и Белоруссией.
Представитель Белорусской железной дороги, Александр Евсюк, первый заместитель начальника службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности, рассказал на Форуме о транспортно-логистическом потенциале Белорусской железной дороги (БЖД) в обеспечении перевозок грузов в сообщении с Калининградской областью, которые за январь-июль текущего года составили 5,8 млн т грузов, или 113,4% к аналогичному периоду 2016 года. Основной объем перевозок грузов в сообщении с Калининградской областью приходится на транзитные перевозки нефти и нефтепродуктов, каменного угля, черных металлов. Одним из стратегических направлений спикер назвал создание условий для контейнерного бизнеса с Китаем. «Будет конкуренция, — отметил докладчик, — но она должна носить здравый смысл, работы хватит всем и железнодорожникам и портовикам. Главное — правильно расставить приоритеты и предложить хороший сервис».
Не менее приоритетным направлением для БЖД остаётся развитие и модернизация железнодорожной инфраструктуры, — продолжается работа по увеличению протяженности электрифицированных участков белорусской части 9-го Общеевропейского транспортного коридора в сообщении: страны Балтийского региона — страны Черноморского региона, модернизации устройств пути, электрической централизации и автоблокировки, электроснабжения, внедрению инновационных технологий, обеспечивающих стабильность выполнения перевозочного процесса. В настоящее время дорога завершает работы по электрификации участка Молодечно-Гудогай-госграница.
Из зала звучали вопросы по электрификации и в адрес еще одного спикера Балтийского транспортного форума — господина Саулюса Стасюнаса, заместителя директора Дирекции по грузовым перевозкам Литовских железных дорог. Он отметил, что для Литовской железной дороги, как и для Минтранса Литвы, инвестиции в электрификацию – приоритет номер один. В своём докладе спикер уделил основное внимание работе с контейнерными поездами в направлении Европа-Китай-Европа и перспективам региона по обслуживанию транзита.
От ОАО «РЖД» на Форуме выступали Никита Артемьев, и.о. заместителя начальника Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» — начальник службы развития терминально-складской деятельности и Сергей Василянский, начальник отдела координации и разработки новых транспортно-логистических продуктов Управления координации транспортно-логистической деятельности Центра фирменного транспортного обслуживания «РЖД». Несмотря на то, что основные темы их докладов касались развития терминально-складской инфраструктуры Калининградской дирекции и новых транспортно-логистических услуг холдинга, интерес собравшихся делегатов был прикован к проекту контрейлерных перевозок. Специалистов интересовали самые узкие вопросы – перегрузки, габарита, крепления, и, конечно же, – экономики.
О своей части работы в этом направлении рассказал участникам Форума Сергей Заворотынский. Генеральный директор компании «Карго Сервис» пояснил, что в последние годы было изготовлено всего две модели вагонов для контрейлерных перевозок, которые прошли сертификацию и могут эксплуатироваться на колее 1520. Одна модель платформ разработана для Федеральной грузовой компании, и еще одна модель для несопровождаемых перевозок – по заказу Группы компаний «Дело». Платформу, которую компания собирается использовать для организации экспериментальной перевозки между Москвой и Калининградом, делегатам презентовали на второй день мероприятия. Но уже в первый день Форума, обозначив перспективы контрейлерных перевозок в направлении Калининградской области, Сергей Заворотынский вынужден был практически отбиваться от шквала заинтересованных вопросов со стороны участников Форума: «Вы слишком много вопросов задаете, мы только экспериментируем!». Но, как известно, водопад начинается с капли. Хотя, конечно, для успешной реализации проекта еще понадобятся: и предоставление администрациями Литовских и Белорусских железных дорог скидки в размере 50% на перевозку груженых и порожних контрейлеров; и решение вопросов таможенного оформления и контроля; достижение договоренности с грузовладельцами (автоперевозчиками) о гарантированном объеме перевозок; наличие достаточного количества специализированных платформ и многое другое.
Хватало дискуссий и споров и во время морской секции Форума.
Модерировать секцию «Порты Балтии: от конкуренции – к партнёрству» вновь был приглашён главный редактор информационного агентства PortNews Виталий Чернов.
Александр Головизнин, директор по направлению логистика и аналитика компании «Морстройтехнология», поделился своим пониманием вопроса российского транзита через прибалтийские страны и возможности его переориентации на российские порты.
Андрей Мошков, заместитель директора Северо-Западного бассейнового филиала «Росморпорт» – начальник Калининградского управления, доложил о развитии морской портовой инфраструктуры Северо-Запада России. Согласившись, что важно повышать конкурентоспособность портовой инфраструктуры региона в борьбе за российские грузы, переваливаемые транзитом через порты Прибалтийских стран. Потому что пока нет альтернативного решения по доставке грузов морским транспортом, это приводит к тому, что те же грузы Ро-Ро переориентируются на инфраструктурные мощности в порту Клайпеда с использованием транспорта литовских и белорусских перевозчиков.
Владимир Зарудный, генеральный директор «Корпорации развития Калининградской области», представил на Форуме Проект «Балтийский экспресс» — прямую контейнерную линию Калининград – Санкт-Петербург».
«Новая контейнерная линия «Балтийский экспресс» будет запущена в конце сентября. Она свяжет порт Бронка в Санкт-Петербурге и Калининград, где суда будут заходить в АО «Морской торговый порт Калининград», — сообщил спикер журналистам Интерфакса во время проведения Форума. По его словам, перевозки будут выполняться судами ОАО «Северное морское пароходство». Отправка груза из Калининграда в порт Бронка будет занимать трое суток, и стоить на треть меньше доставки автомобильным транспортом.
Алексей Павлов, генеральный директор «Балтийской Стивидорной Компании» в рамках морской секции форума рассказал о необходимости развития припортовой инфраструктуры в Калининградском регионе и провёл на второй день экскурсию на терминал компании в Балтийске.
В рамках Форума также выступили: Сергей Семёнов, начальник Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Эрикс Шмукстс, вице-президент Латвийской железной дороги, Сергей Григоренко, вице-президент и коммерческий директор Объединенной транспортно-логистической компании, прозвучали вопросы и мнения многих других экспертов.
Подводя итога Форума, делегаты отметили, что следующий, 2018 год, будет для Балтийского транспортного форума юбилейным. В связи с чем, участники мероприятия предложили много новых идей, которые предстоит воплотить уже в следующем году – на X Международном Балтийском транспортном форуме.
А по итогам IX Балтийского транспортного форума готовится резолюция с учетом всех поступивших в Оргкомитет предложений от экспертов, которая после согласования со специалистами будет направлена во все ответственные инстанции и ведомства.
В Форуме принимали участие делегаты из России, Европы, стран СНГ и Балтии, руководители и владельцы транспортных компаний, представители федеральной и региональной власти: Правительство Калининградской области, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Министерство экономики и коммуникаций Эстонии, Министерство развития инфраструктуры Калининградской области, Российские железные дороги, Литовские железные дороги, Белорусские железные дороги, РЖД Логистика, Первая Грузовая Компания, Федеральная грузовая компания, Объединенная транспортно-логистическая компания, Балткран, Тольяттиазот, АСП Логистик плюс, Объединённая транспортная компания, Объединение «Транком», Экстэс-Транспорт, Промнерудтранс, АвантРейл, Железнодорожная транспортно-экспедиторская компания, ФТ Логистик, Евросиб СПб – транспортные системы, ПУЛ транс, Belintertrans Baltic, DB Cargo Russia, Морской торговый порт Усть-Луга, Сбербанк России, Газпромбанк Лизинг, Ингосстрах, Белинтертранс–транспортно-логистический центр Белорусской железной дороги, БАСФ Строительные системы, БалтМонолитСтрой и многие другие.
Балтийский транспортный форум традиционно проходил в Калининграде.
Партнёры форума:
Генеральный отраслевой партнёр: деловой журнал «РЖД-Партнёр»
Официальный информационный партнёр: газета «Транспорт России»
Официальное информационное агентство: «Интерфакс»
Официальный интернет-партнёр: информационно-аналитический портал «Agro2b»
Балтийский транспортный форум освещали корреспонденты «Российской газеты», «ОТР-ТВ», «Каскад-ТВ», информационных агентств «Интерфакс-Северо-Запад», «Portnews», «Корабел», «Seanews», журналов «Морские порты», «Контейнерный бизнес», «JURA MOPE SEA», газет «Гудок», «Бизнес Сегодня» (Латвия), «TransportWeekly» и многих других изданий.
Организатор форума: «ICF-Международные конференции»