Гонконг может потерять до 2,4 млн TEU годового контейнерооборота, если Китай снимет ограничения на каботажные перевозки судами под иностранными флагами между портами материковой части страны. К такому выводу пришли авторы исследования, проведенного Hang Seng Management College (HSMC). Прогнозируемые потери эквивалентны 12% от общего контейнерооборота Гонконга в 2015 году. Это может серьезно подорвать позиции порта как одного из основных центров трансшипмента Азии.
Объемы Гонконга неуклонно снижаются в течение нескольких лет. За 9 месяцев этого года порт обработал 14,1 млн TEU, на 8,5% меньше, чем за тот же период прошлого года. В 2015 году грузооборот составил 20 млн TEU, что более чем на 2 млн ниже показателей 2014 года. В то же время, контейнерооборот портов материковой части Китая продолжает расти: за 9 месяцев этого года объемы крупнейших 8 портов выросли на 2,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
«Смягчение каботажных ограничений материкового Китая ослабит статус Гонконга как ключевого центра трансшипмента в регионе и создаст неопределённость на местном рынке труда и в экономике», – цитирует HIS представителя HSMC.
Муниципальные власти Шанхая лоббируют снятие ограничений на работу иностранных судов в каботаже в целях стимулирования бизнеса в новой зоне свободной торговли в Шанхае и расширения ее статуса как международного морского центра. С начала работы зоны свободной торговли в 2013 году ограничения на каботаж в зоне постепенно смягчались, и теперь судам под иностранным флагом, принадлежащим китайским компаниям, разрешено осуществлять внутренние морские перевозки. Зона свободной торговли – исключение: действующие правила запрещают судам, принадлежащие китайским компаниям, под иностранным флагом перевозить грузы в материковые порты. Другие крупные материковые порты, в том числе Нинбо, Циндао и Гуанчжоу, также борются за снятие ограничений на каботаж.