За 2015 год грузооборот российских портов вырос по сравнению с 2014 на 36,3 млн тонн. Всего же за прошлый год через порты РФ прошло 676,7 млн тонн (+5,7%).
Оборот наливных грузов за год увеличился на 20,7 млн тонн, составив 364,5 млн тонн. Причем основной прирост дала нефть – ее оборот вырос почти на 15 млн тонн (до 202,1 млн тонн).
Сухогрузов по итогам 2015 года было перевалено 312,2 млн тонн – на 15,6 млн тонн больше, чем в 2014 году. Существенно выросла обработка паромных грузов – на 10,5 млн тонн (до 21,6 млн тонн), угля – на 6,9 млн тонн (до 123,2 млн тонн), зерна и черных металлов – на 4,5 млн тонн (до 34,4 млн тонн) и 2,9 млн тонн (до 26,2 млн тонн) соответственно. В то же время оборот контейнерных грузов упал на 6,7 млн тонн и составил 40,1 млн тонн. Рефгрузов также было обработано меньше, чем в 2014 году, на 0,4 млн тонн, объем перевалки составил 3,2 млн тонн.
Среди портов Юга РФ больше всех в тоннах вырос Новороссийск – на 5,5 млн тонн, до 127,1 млн тонн. Кроме того, хороший рост продемонстрировали порты Керчь и Кавказ, нарастившие грузооборот на 4,5 млн тонн (до 7,8 млн тонн) и 4 млн тонн (до 30,5 млн тонн) соответственно – и в данном случае рост достигнут, скорее всего, благодаря грузам крымской паромной переправы.
На Дальнем Востоке большой рост грузооборота показал порт Восточный – на 7,4 млн тонн (до 65,1 млн тонн). Такой рост был достигнут в первую очередь благодаря входящему в состав Восточного порта ООО «Транснефть – Порт Козьмино», чей оборот за год увеличился на 5,7 млн тонн (до 30,4 млн тонн).
На Северо-Западе страны завидный рост продемонстрировала Усть-Луга – на 12,2 млн тонн у уровню 2014 года (до 87,9 млн тонн). И во многом этот рост достигнут благодаря увеличению перевалки наливных грузов: их оборот в порту вырос на 8,8 млн тонн (до 58,8 млн тонн). Хорошие показатели продемонстрировал и Приморск, увеличивший отгрузки по сравнению с 2014 годом почти на 6 млн тонн (до 59,6 млн тонн).
Таким образом, грузооборот российских портов вырос во многом благодаря увеличению экспорта нефти – несмотря на падающие цены, российские экспортеры стремились удержать свои позиции на мировых рынках. Росту перевалки сухих грузов способствовало увеличение паромных перевозок в Крым.