2015 стал не только годом Платона и антитурецкого эмбраго, но и годом юбилеев. Отмечали и 15, и 180 лет! В официальной части год оказался богат на кадровые новости – их было очень много, и они были громкими. Кроме того, все пристально смотрели на Бронку и ее открытия. Тенденция мирового рынка: слияния, поглощения, объединения – в общем, укрупнение по всем статьям. А еще год запомнился вниманием к морской сфере королевских особ.
Январь
В начале года главной новостью были падение грузопотоков и гадание на кофейной гуще (и всём, что под рукой), сколько еще продлятся санкции и сколько будет стоить доллар.
Однако рынок не замер, новости были.
Структура группы Сумма – ООО «Стройновация» – выиграла тендер на строительство нового угольного терминала на 20 млн тонн в порту Находка.
Международная ассоциация классификационных обществ (IACS) сообщила о новых требованиях к строительству контейнеровозов – они должны будут иметь усиленный корпус. К нововведениям привели крушения «MOL Comfort» и «MSC Napoli».
Кадры решают все – CMA CGM открыла собственную академию в штаб-квартире линии.
А Maersk – аудиторию в Макаровке.
Газпром определился с Усть-Лугой – было решено, что завод по производству сжиженного природного газа в рамках проекта «Балтийский СПГ» будет построен именно там.
В Гданьске официально началось строительство глубоководного причала контейнерного терминала.
Медвежонок из Перу Паддингтон приплыл в мировой кинопрокат на борту контейнеровоза Samskip.
Февраль
В феврале Минэкономразвития опубликовало обновленный список из 199 системообразующих организаций России.
Вообще, последний месяц зимы оказался богат на кадровые новости – генеральным директором ВМТП стал Валерий Местулов, а на должность управляющего директора ООО «Восточная стивидорная компания» был назначен Александр Дудко.
Между тем, Бронка променяла голландцев на китайцев – новый контракт на дноуглубительные работы в порту на 2015 год заключили с китайской China Communications Construction Company.
А Росморпорт в феврале представил российские проекты арабским инвесторам, в том числе DP World.
Март
В марте Министерство транспорта сообщило, что изучает возможности перевода портовых сборов в валюту.
Россия впервые выдвинула своего кандидата, Виталия Клюева, на пост генерального секретаря Международной морской организации (IMO).
А первый директор УЛКТ Андрей Безсалов в первый весенний месяц года был назначен министром транспорта Республики Крым.
На мировом рынке Hamburg Sued закрыл сделку по приобретению контейнерного бизнеса CCNI.
А Stena Line завершила переоборудование парома «Stena Germanica» для работы на метаноле.
Апрель
Громкой международной новостью апреля стало открытие терминала APMT на Маасвлакте-2 – старт работе дал король Нидерландов Виллем-Александр.
FedEx объявил о приобретении TNT Express за 4,4 млн евро.
Коммерческим директором группы Global Ports Investments был назначен Егор Говорухин, до этого занимавший должность заместителя коммерческого директора.
А основатель и CEO компании CMA CGM Жак Сааде стал командором ордена Почетного легиона.
В апреле стало известно, что заказанные для OOCL контейнеровозы 20-тысячники на самом деле будут иметь вместимость 21 тыс. TEU, и таким образом становятся самыми большими из заказанных на тот момент контейнеровозов.
18 апреля на воду был спущен первый в мире контейнеровоз на СПГ – «Isla Bella» для компании TOTE.
А в конце апреля все традиционно встретились на выставке ТрансРоссия – в этом году она была юбилейной.
FESCO в конце апреля также отмечал юбилей, но намного более солидный – 135 лет.
А вот музею логистики лет пока немного, но он уже стал победителем конкурса грантов, который проводил Благотворительный фонд Владимира Потанина.
Май
В мае в российских портах сложилась парадоксальная ситуация – не хватало контейнеров для отправки экспортных грузов.
Олег Белозеров был назначен на должность первого заместителя министра транспорта РФ.
А CEO Maersk Нильс Андерсен посетил Россию.
Samskip создал в структуре компании Samskip Logistics, к которому перешел весь экспедиторский бизнес компании, включая рефперевозки.
Кроме того, в мае в России «прописалась» Alibaba Group, которой принадлежит крупнейший онлайн-ритейлер AliExpress.
Июнь
В июне стало ясно, что буржуйских рябчиков и ананасов в ближайшее время в России (официально) не появится – продуктовое эмбарго продлили еще на год.
Александр Давыденко, возглавлявший Федеральное агентство морского и речного транспорта, покинул пост. Позднее он был назначен советником министра транспорта.
Серьезные кадровые изменения начались в железнодорожной сфере – Правительство РФ включило в совет директоров РЖД вице-премьера Аркадия Дворковича, а численность совета сокращена с 11 до 10 человек.
Активные кадровые перестановки стартовали и в Балтийской таможне – но тут они стали итогом проводившейся в апреле-мае внеплановой целевой проверки ФТС.
NOL в июне завершил сделку по продаже своего логистического подразделения APL Logistics.
В Бронку пришла баржа «Meri», которая доставила три первых крана производства Konecranes для контейнерного терминала.
А пока все ждали, какая линия первой подпишется с Бронкой, Hapag-Lloyd начал ходить собственными судами на Контейнерный терминал Санкт-Петербург.
В Крыму в июне прошел Второй Крымский транспортный форум.
Федеральная таможенная служба и АСМАП наконец-то договорились о восстановлении взаимодействия в рамках действующего Соглашения об обязательствах, связанных с применением Конвенции МДП.
Liebherr на выставке TOC Europe 2015 в Роттердаме представил свой новый ричстакер LRS 545.
На Петербургском экономическом форуме технику не представляли, но представительство госорганов и крупнейших компаний было высоким.
MOL создал новый ро-ро бренд – MOL Auto Carrier Express.
В Усть-Луге, на территории Юга-2 торжественно запустили в эксплуатацию «Смарт Балк Терминал» – инновационный проект «ФосАгро» и «Ультрамар». Погрузка на суда ведется на территории Юга-2.
А в футбольном турнире Saint-Petersburg Freight Cup 2015 случился очень странный финал – биться за первое место на поле вышла всего одна команда.
В Сингапуре в июне торжественно открыли третью и четвертую очереди нового контейнерного терминала Pasir Panjang Port of Singapore Authority.
Новым генеральным секретарем IMO избран представитель Южной Кореи Ки-так Лим.
Июль
Он свободен! В июле президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О свободном порте Владивосток».
В июле была утверждена новая Морская доктрина РФ.
А также упразднена Федеральная служба по тарифам, ее функции были переданы Федеральной антимонопольной службе.
Ространснадзор получил нового главу – на должность был назначен Евгений Дитрих.
Группа Gunvor продала 74% в ОАО «Усть-Луга Ойл структуре, подконтрольной Андрею Бокареву, совладельцу Трансмашхолдинга и Трансгрупп.
APL, Maersk и UASC первыми опробовали русло нового Суэцкого канала – 25 июля началась его тестовая эксплуатация.
В Нидерландах запустили проект по изучению возможностей изготовления на 3D-принтере судовых запчастей.
Еще один юбиляр этого года – Новороссийский морской торговый порт – в июле отпраздновал 170-летие.
Август
Год с введения продуктового эмбарго и первый день уничтожения «санкционных» продуктов Россельхознадзор отметил сводками о задержаниях нелегальной еды, которую не только ловили на границе, но искали на складах.
В Египте официально открыли Новый Суэцкий канал.
В августе к списку юбиляров-2015 присоединился и SeaNews – нам исполнилось 15 лет.
Konecranes и Terex объявили о слиянии.
Одним из самых трагичных событий 2015 года стали августовские взрывы в индустриальной зоне рядом с портом Тяньцзинь.
И снова кадры – президентом ОАО «РЖД» назначен первый заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров.
Сентябрь
Запланированное торжественное открытие Бронки стало скромным и закрытым – большой Event пришлось отменить до окончания ремонтно-восстановительных работ на газопроводе Бронка – Кронштадт.
А вот Консорциум Rotterdam World Gateway в составе DP World, APL, HMM, MOL и CMA CGM официально и ярко открыл свой контейнерный терминал на Маасвлакте 2 в Роттердаме.
Еще одно открытие сентября – «Газпром нефть» завершила монтаж конструкции Арктического Нового порта.
Курсанты Макаровки с сентября этого года проходят практику по-новому – с выездом в порты. Не в Арктический Газпрома, конечно, но порты Ленобласти посещают.
А вот ее королевское высочество принцесса Анна посетила International Shipping Week в Лондоне.
Из области техники – голландская Den Hartogh Logistics в сотрудничестве с Tankwell построила первую партию танк-контейнеров из композитных материалов весом всего 2,23 тонны – на 40% меньше, чем традиционный танк-контейнер из нержавеющей стали.
Октябрь
Октябрь был весьма куда как богат на праздники.
118 лет в октябре отпраздновал Владивостокский морской торговый порт.
Еще один юбиляр этого года – компания «СОЛВО» – в октябре отметила 20 лет на рынке!
Популярную в этом году дату – 20 лет со дня основания – в октябре отпраздновала компания Sea Express.
Unifeeder в начале месяца сообщил о приобретении линейного бизнеса Tschudi Logistics.
APM Terminals тоже с покупками – компания объявила, что приобретет 100% акций Grup Maritim TCB за 1 млрд долларов.
GEFCO в свою очередь закрыла сделку по приобретению 100% акций голландской логистической компании IJS Global.
И снова о кадрах.
Руководитель Ространснадзора Евгений Дитрих стал первым заместителем министра транспорта РФ.
В РЖД начались перестановки – первым вице-президентом ОАО «РЖД» вместо Вадима Морозова был назначен Анатолий Краснощек.
А порту Высоцк в октябре прибавили территорий для СПГ-терминала.
DeloPorts в этом же месяце начала строительство глубоководного причала на контейнерном терминале НУТЭП.
DNV GL, CMA CGM со своей дочерней компанией CMA Ships и GTT обнародовали наработки по проекту мегаконтейнеровоза без традиционного машинного отделения.
В Роттердаме в этом году были не только открытия, в октябре прекратил работу самый старый контейнерный терминал порта – ECT City, запущенный в 1967 году.
Ноябрь
А в ноябре пришел Платон. И автоперевозки встали. Точнее, поползли улиткой.
Между тем, в Государственную думу в ноябре был внесен проект федерального закона о линейном судоходстве.
В Макаровке стартовала уникальная программа Maersk Shipping Education, первую лекцию студентам читал генеральный директор Maersk (Россия, Финляндия, Прибалтика) Том Хюльделунд.
Два крупнейших оператора на рынке лизинга контейнеров, номер два и номер три, Triton Container International и TAL International Group, в ноябре объявили о слиянии.
Kuehne + Nagel сообщил о запуске собственной сети перевозок сборных грузов по России.
Вслед за европейскими и американскими продуктами в ноябре в опалу попали и украинские.
А в конце ноября на границе встали все турецкие товары, хотя официального распоряжения «не пущать» на тот момент еще не было.
Декабрь
1 декабря стало официально известно, какие именно турецкие грузы подпадают под запрет.
Российско-турецкие отношения продолжали накаляться, и в середине месяца рынок всколыхнула информация о задержании в Турции 27 российских судов. И даже больше, чем задержания российских судов в турецких портах, а турецких в российских, участников рынка с обеих стороны волновали проблемы с таможенной очисткой турецкого импорта и российского экспорта в Турцию в азово-черноморских портах РФ.
Эстонский порт Силламяэ в начале декабря обработал первый контейнеровоз, опередив таким образом российскую Бронку.
А буквально через день Балтийская таможня опубликовала подробности первой коммерческой перевозки в Бронке.
В середине последнего месяца года в Бронке скромно и без гостей открыли пункт пропуска через границу. А потом так же скромно объявили о заключении контракта с CMA CGM.
А вот ITL праздновал свой юбилей 20 лет громко, ярко, музыкально и очень весело.
В декабре 2015 на мировом рынке продолжались слияния.
Об условиях поглощения договорились CMA CGM и NOL.
А COSCO подтвердила слияние с Сhina Shipping.
Также в декабре совершались сделки по продаже российских портов.
100%-ный пакет акций ОАО «Мурманский морской рыбный порт» был продан ООО «Купец».
А совет директоров ГМК «Норильский никель» одобрил продажу принадлежащих компании 74,78% акций ОАО «Архангельский морской торговый порт». Покупателем выступит компания Osoblanco Holdings Limited.
В конце декабря все обсуждали обращение Уралвагонзавода к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать серийное производство отечественных рефрижераторных контейнеров.
И под занавес года в Балтийской таможне сменился начальник.