В Усть-Луге торжественно запустили в эксплуатацию «Смарт Балк Терминал» – инновационный проект «ФосАгро» и «Ультрамар». Погрузка на суда ведется на территории Юга-2.
В торжественной церемонии пуска «Смарт Балк Терминала» приняли участие председатель совета директоров ОАО «Усть-Луга» Валерий Израйлит, генеральный директор ОАО «ФосАгро» Андрей Гурьев, руководитель Администрации морских портов Балтийского моря Петр Паринов, заместитель начальника ОЖД Андрей Панков и генеральный директор ООО «Ультрамар» Андрей Бонч-Бруевич. Старт загрузке ошвартованной у причала «Alpha Afovos» дал губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. «Церемониальная» партия комплексных удобрений объемом 75 тыс. тонн отправится в Индию.
Суть проекта «Смарт Балк Терминал» такова: удобрения прибывают в порт по железной дороге. Вагоны разгружаются в специальный резервуар, и удобрения сразу же, без промежуточного складирования, затариваются в контейнеры. Груженый контейнер отправляется на Юг-2 – либо на территорию, где накапливаются судовые партии, либо сразу к борту судна, на которое ведется погрузка. В дальнейшем удобрения переваливаются в трюмы судна (на каждом контейнере имеется специальный люк с задвижками), а контейнер вновь возвращается на территорию терминала. Фактически, контейнеры в этой схеме играют роль мобильного многоячеистого склада, который позволяет накапливать судовые партии разных видов удобрений. При этом возможно одновременное складирование удобрений различных марок.
Важным плюсом такой технологии является и стоимость проекта, как отметил генеральный директор ОАО «ФосАгро» Андрей Гурьев, вложения в аналогичные по размеру перевалочные мощности на сегодняшний день, как правило, на порядок выше.
Кроме того, при необходимости можно оперативно удвоить мощности как по единовременному хранению, так и по общей пропускной способности.
Новый терминальный комплекс способен переваливать более 1,5 млн тонн минеральных удобрений в год, мощность единовременного хранения составляет около 80 тыс. тонн. «Смарт Балк Терминал» способен обрабатывать до 180 вагонов-минераловозов (около 12 тыс. тонн) в сутки, скорость погрузки на судно составляет до 15 тыс. тонн в сутки.
Грузопоток на Усть-Лугу «ФосАгро» переориентировала из портов соседних стран – Котки и Риги. В российском порту экономия на перевалке составляет порядка 10 долларов с тонны, рассказал А.Гурьев.
По словам А.Гурьева, «ФосАгро» не намерена монополизировать «Смарт Балк Терминал», возможно, здесь будут отгружаться удобрения и других производителей. По его оценке, такая технология может быть очень интересна экспортерам селитры. Переговоры с другими компаниями уже ведутся, добавил А.Бонч-Бруевич.
Контейнеры, в которых хранятся удобрения, были построены по спецзаказу китайской корпорацией China International Marine Containers.
Объем инвестиций в проект составил 650 млн рублей собственных и привлеченных средств, распределившихся между производителем минудобрений «ФосАгро» и логистическим оператором «Ультрамар» пропорционально их доле участия в акционерном капитале «Смарт Балк Терминал», т.е. 70/30. По оценке А.Гурьева, вложения должны окупиться за 3,5 года.