О развитии Азово-Черноморских портов

О развитии Азово-Черноморских портов

  • На прошлой неделе в Новороссийске прошла конференция «Новопорт 2015». О проектах развития портовой отрасли в Азово-Черноморском бассейне рассказал директор по проектам и развитию ОАО «НМТП» Александр Халезин.

    Статистика

    По итогам 2014 года грузооборот российских портов Азово-Черноморского бассейна увеличился на 11,3% до 194 млн тонн. Расклад грузооборота по сухим и наливным грузам такой: 76,9 млн тонн сухих (+21,9% к 2013 году) против 117,7 млн тонн налива (+5,2%). При этом произошло значительное увеличение объемов перевалки зерна (в 1,6 раза к уровню 2013 года), черных металлов (+1,8%), контейнерных грузов (+10%), минеральных удобрений (+4,6%) и сахара (в 2,9 раза). Снижение произошло в перевалке нефти, тогда как нефтепродукты и наливные пищевые грузы показали значительный рост к показателю 2013 года.

    Отдельно А.Халезин остановился на портах Крыма и Украины. По его данным, транзит российских грузов через украинские порты составил 13,9 млн тонн. «В целом порты Украины по итогам прошлого года перевалили 15,9 млн тонн российских грузов, в принципе это наша национальная грузовая база, которая могла бы быть привлечена на наши российские развивающиеся порты», – сказал А.Халезин.

    Порты Крыма в прошлом году перевалили 4,5 млн тонн груза. «Статистика учитывалась с апреля месяца с момента присоединения полуострова к РФ, – уточнил докладчик. – Цифра на порядок меньше, чем в предыдущие годы, исходя из обстоятельств».

    Крым

    «Если в 2013 году крымские портовики перевали 13 млн тонн, то на сегодняшний день показатель упал до 5 млн тонн. Анализ показывает, что в действительности порты Крыма могут переваливать 31 млн тонн – без какого-либо дополнительного развития. Если в перспективе будет складываться благоприятная ситуация – во всех сферах, будь то смягчение давления со стороны мирового сообщества или развитие транспортной инфраструктуры на подходах к полуострову, то цифра по грузообороту может спокойно составить и 50 млн тонн. Один из привлекательных вариантов развития портовой отрасли Крыма – это строительство нового порта, местом расположения которого может стать природный водоем около Керченского пролива – соленое озеро Тобечикское на востоке Крыма, в 10 км южнее города Керчь. Привлекательность данного расположения в том, что там и глубины, и фарватер позволяют, кроме того, незначительная удаленность от транспортной инфраструктуры. Помимо этого, все понимают, что строительство портов с нуля – это более перспективно, чем развивать уже имеющийся порт», – считает А.Халезин. 

    Новороссийск

    Особенно подробно А.Халезин остановился на тех проектах, которые реализует НМТП. По его информации, проекты перспективного развития Новороссийского морского торгового порта, которые прошли все согласования, в том числе в правительстве, имеют ориентировочный объем частных инвестиций не менее 30 млрд рублей, при этом планируется нарастить объем перевалки дополнительно не менее 30 млн тонн в год. Реализации проектов в НМТП намечена на период с 2015 по 2020 годы. «Понятно, что экономическая ситуация накладывает свои отпечатки на сроки выполнения, но все показатели говорят, что все проекты реализуемы».

    По контейнерным терминалам в планах – расширение контейнерного терминала Новорослесэкспорта, которое даст дополнительно 200 тыс. TEU к существующей мощности и расширение контейнерного терминала НМТП на 150 тыс. TEU. «По контейнерам – да, случился экономический кризис, – отметил А.Халезин. – Тем не менее, по итогам 2014 года Азово-Черноморский бассейн показал рост по контейнерообороту на 6%. Будет ли дальнейший рост – покажет время, но НМТП не откажется от своих планов по увеличению перевалки контейнеров».

    Проект «Реконструкция нефтеналивного терминала «Шесхарис» и строительство причала №1А» предусматривает изменение номенклатуры груза, в частности, замену нефти нефтепродуктами, дополнительные объемы проект не предусматривает.

    Проект «Обновление флота ОАО «НМТП», он направлен на удержание существующей доли рынка услуг. Дополнительные объемы перевалки не предусматриваются.

    Проект «Модернизация объектов действующего производства» предусматривает обновление грузоподъемных механизмов, механо-технологического оборудования, складских площадок и направлен на увеличение технической грузовой нормы. На сегодняшний день тенденция такова, что необходимо увеличивать нормы отгрузки по слябам, по металлопрокату, железорудному сырью и т.д. Реализация этого проекта позволит дополнительно увеличить оборот генеральных грузов на 2-2,5 млн тонн. 

    Новым менеджментом компании был проработан ряд проектов по привлечению определенных грузопотоков, которые позволят увеличить объем перевалки НМТП, отметил А.Халезин. Речь идет о гранулированной сере, глиноземе, скоропорте, растительных маслах. Привлечение этих грузопотоков не требует дополнительных затрат, при этом грузооборот дополнительно может вырасти на 5 млн тонн в год. 

    Также крупномасштабным проектом является «Реконструкция НСРЗ под перевалку навалочных грузов». «Проект амбициозный, терминал предусматривает объем перевалки 10 млн тонн в год», – отметил А.Халезин.

    Еще один проект – расширение НЗТ и НКХП. На сегодняшний день проект расширения НКХП прошел главэкспертизу, реализация проекта позволит увеличить перевалку на 2,5 млн тонн.

    Следующий проект – терминал по перевалке минеральных удобрений мощностью 5 млн тонн. «Отмечу, что в планах НМТП нет намерений перегружать на терминале опасную химию».

    Коллеги и конкуренты

    Существуют и другие проекты за пределами Новороссийского порта, которые имеют ту же грузовую базу, что и НМТП. «Возьмем Тамань, например. Объединенная транспортно-экспедиторская компания (ОТЭКО) планирует построить новый терминал в порту Тамань для навалочных грузов мощностью до 60 млн тонн, предусматривается перевалка генеральных грузов, минеральных удобрений, железорудного сырья, угля, зерна. Насколько известно, проект сдан на главэкспертизу, в настоящее время ведутся подготовительные работы, в частности, земляные. Однако на сегодняшний день проект дублирует те грузопотоки, которые переваливает НМТП». «Мы неоднократно выходили на уровень правительства с предложением пересмотреть ту структуру грузопотока и распределение по портам юга, которая была бы логична с экономической точки зрения и в целом соответствовала бы интересам государства. Но пока планы по строительству у участников и правительства самостоятельные», – посетовал докладчик.

    «Мы должны понимать, что терминалы строятся под конкретный грузопоток. Основой для развития портов Азово-Черноморского бассейна являются такие грузы как минеральные удобрения, зерно, уголь, железная руда, сера, контейнеры, и это практически исчерпывающая грузовая база.

    Профицит мощностей и прогноз

    Если оценивать существующие мощности в Азово-Черноморском бассейне, то профицит на сегодняшний день составляет порядка 70 млн тонн. По словам А.Халезина, это рейдовая перевалка Порта Кавказ – 13 млн тонн, новороссийские контейнерные терминалы недозагружены примерно на 2 млн тонн, нефтеналивные терминалы Новороссийска без учета КТК – 20 млн тонн, порты Крыма – 26 млн тонн, прочие терминалы Новороссийска – 2 млн тонн, Туапсе – порядка 2 млн тонн и прочие порты Азово-Черноморского бассейна, в том числе малые азовские – порядка 5 млн тонн. «Отмечу, что по некоторым мощностям мы имеем профицит, по некоторым дефицит. Мы на сегодняшний день не имеем глубоководных портов, которые способны принимать суда Capesize, также не имеем возможности работать по некоторым технологиям, какие, например, есть у порта Южный, но это является драйвером для того, чтобы развиваться. Однако все проекты развития портовых мощностей Азово-Черноморского бассейна должны выполняться согласно единой стратегии развития портовой отрасли юга РФ».

    «Если все возможности по всем портам юга сложить, то к 2020 году суммарная перевалочная мощность российских портов Азово-Черноморского бассейна составит более 469 млн тонн, при этом грузопоток, по экспертным оценкам, увеличится только до 302 млн тонн. С учетом текущих планов по развитию Группы компаний ОАО «НМТП», перевалочная мощность морского порта Новороссийск с терминалом КТК к 2020 году может составить 220 млн тонн, морского порта Туапсе – 30 млн тонн, частных морских терминалов Тамани (в том числе ОТЭКО) – 63 млн тонн, прочих малых портов Азово-Черноморского бассейна – 33 млн тонн, портов Крыма – 33 млн тонн. Прогнозный профицит портовых мощностей к 2020 году составит 167 млн тонн».


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    18.11.2015
    Во время первого занятия по программе Maersk Shipping Education, представители судоходной линии обсуждали со […]
    08.07.2015
    Maersk Line подписал сегодня контракт на строительство 9 контейнеровозов вместимостью 14 тыс. TEU с […]
    18.03.2015
    Hapag—Lloyd переносит объявленный ранее General Rate Increase из Восточной Азии на Северную Европу и […]
    13.01.2015
    С 00 часов сегодняшнего дня в Большом порту Санкт-Петербург действуют ледовые ограничения, установленные распоряжением […]
    23.11.2015
    На 47 неделе падение спотовых ставок на трейде Азия – Европа продолжилось. На американском […]
    24.06.2015
    Сегодня в ходе круглого стола Морской транспорт и логистика вице-губернатор Ленинградской области Юрий Пахомовский […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.