Выступая на 4-й международной конференции «Практические аспекты морского судоходства. Опыт 2016», юрист ООО «Юридическая фирма «Ремеди» Никита Космачевский рассказал об основных изменениях правил применения ставок портовых сборов в морских портах РФ. Новая редакция правил, напомнил он, была утверждена приказом ФАС от 10.03.2016 № 223/6 и вступила в силу 30 мая. Как отметил Н.Космачевский, в новой редакции подробно расписано, как рассчитывается размер сборов для судов той или иной валовой вместимости, однако не предусмотрены правила округления – «будем надеяться, что впоследствии эти правила будут уточняться в процессе применения».
В новой редакции правил уточнены правила применения экологического, корабельного сборов, правила расчета портовых сборов для различных объектов в связке (речь идет о баржебуксирных составах, караванах и прочих составных плавучих объектах), а также скорректирован список судов, освобожденных от уплаты портовых сборов. В старой редакции было 8 пунктов, в новой их осталось 5. В частности, в список судов, полностью освобожденных от оплаты портовых сборов, не вошли ледоколы. Они теперь освобождаются от оплаты всех сборов, кроме лоцманского.
Список судов, которые освобождаются от оплаты всех портовых сборов, кроме лоцманского, пополнился. Уточнено, что лоцманский сбор взимается также с судов, осуществляющих операции по обслуживанию и снабжению судов, объектов инфраструктуры морского порта и работающих в акватории одного морского порта или смежных акваториях нескольких морских портов. «В эту категорию, например, входят буксиры и бункеровщики – они также должны будут платить лоцманский сбор, если они не имеют права работать без лоцманской проводки», – отметил Н.Космачевский. Лоцманский сбор для таких судов уплачивается по ставкам каботажного плавания. Лоцманский сбор для прибрежного рыболовства теперь оплачивается с коэффициентом 0,3.
Для судов, осуществляющих повторный заход в порт, введен коэффициент 0,25 к корабельному сбору. Н.Космачевский также сделал акцент на п. 3.5, в котором говорится о том, что ставки корабельного сбора не применяется для транзитных судов. «Этот пункт был и старой редакции, – напомнил докладчик. – Но что важно, он не всегда применялся. На наш взгляд, это необходимо использовать». Также установлен коэффициент 0,25 к ставкам навигационного сбора при повторном судозаходе.
Уточнены правила расчета экологического сбора – раньше его размер не зависел от того, сколько времени судно находилось в порту. Теперь, если судно пребывает в порту до 10 суток, для расчета применяется базовая ставка, если от 10 до 30, то применяется коэффициент 1,3. Далее написано, что если судно находится в порту свыше 30 суток, применяется ставка в порядке, установленном п. 8.1. «На самом деле пункт 8.1 – это то, что касается [судов, находящихся в порту] до 10 суток, скорее всего, это техническая ошибка, и, вероятнее всего, имелся в виду п. 8.5, в котором говорится, что на платной основе», – пояснил Н.Ксмачевский. Уточнены типы судов, которые освобождаются от уплаты экологического сбора.
В новые правила включен сбор транспортной безопасности. «Этот пункт был введен еще Федеральным законом О морских портах в 2013 году, – напомнил Н.Космачевский. – Но только сейчас правила применения портовых сборов были приведены в соответствие с нормами Федерального закона».
С 1 января 2017 года, рассказал Н.Космачевский, будет изложена в новой редакции ч. 5 ст. 19, которая посвящена портовым сборам, в Федеральном законе [«О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»], будет введена новая статья, которая касается судов, используемых на морской линии. «Сейчас, – добавил руководитель морской практики Юридической фирмы «Ремеди» Андрей Космачевский, Минтрансом разрабатывается положение, согласно которому линиям предлагается внести своего рода обеспечение уплаты портовых сборов – как в свое время таможня требовала обеспечения уплаты таможенных платежей. Если такое положение будет принято, наверно, на нашем линейном судоходстве придется поставить крест».