В своем выступлении на организованной компанией «Модуль» конференции «Поправки к международной конвенции SOLAS в соответствии с резолюцией IMO MSC.380 (94)» начальник отдела по техническому наблюдению за контейнерами Российского морского регистра судоходства Александр Фетисов рассказал о процедуре сертификации компаний по VGM и о необходимых для этого документах. Процедура, по его словам, максимально упрощена – от компании, желающей получить свидетельство, требуется предоставить описание процедуры взвешивания, документы на весовое оборудование, документы, подтверждающие квалификацию персонала, производящего взвешивание (выдать их может, например, созданная для этого производственная комиссия), образец документа, который выдается по результатам взвешивания – там должен быть прописан грузоотправитель или лицо, действующее от его имени. Кроме того, если проверенная масса брутто контейнера определяется так называемым методом 2 (расчетным, когда взвешивается не затаренный контейнер вместе со всем грузом, а суммируются результаты взвешивания отдельных грузовых позиций и порожнего контейнера), компания должна предоставить методику расчета.
Срок действия свидетельства о признании, которое выдает Регистр, составляет 5 лет, с промежуточным освидетельствованием через 30 месяцев. Компании, получившие свидетельство, будут включены в перечень, опубликованный в открытом доступе на сайте Регистра. Эта информация будет полезна как для небольших компаний, которым нет смысла получать сертификаты самостоятельно, так и для контрольных органов, считают в Регистре. Какое количество компаний будут заявляться для освидетельствования, никто понятия не имеет, отметил А.Фетисов. На сегодняшний день в Регистр обратилось порядка 40 компаний.
У тех из присутствовавших в зале, кто уже подал документы на сертификацию или только собирается это сделать, было много вопросов по перечню сведений, процедуре и срокам получения свидетельства, а также по содержанию документа, выдаваемого по результатам взвешивания. Многих волновало, нужно ли указывать в нем сведения о грузополучателе. Как пояснил главный специалист отдела по техническому наблюдению за контейнерами Российского морского регистра судоходства Сергей Зверев, эта информация не является обязательной. Конечный перечень обязательных сведений включает 9 позиций. Это уникальный номер и дата выдачи, наименование заявителя или грузоотправителя, место и дата проведения взвешивания, средство взвешивания и информация о поверке, идентификационный номер контейнера, метод взвешивания, величина проверенной массы брутто контейнера (VGM), декларация о том, что данная масса брутто подтверждена в соответствии с требованиями резолюции IMO MSC.380, дата, фамилия, имя отчество исполнителя.
Грузоотправители сетовали, что для получения свидетельства о признании нужно собирать внушительный пакет документов. «Если в цехе выпускается три вида продукции, на каждый вид продукции свои весы, цехов на предприятии 15, порядка 60 человек персонала – по всем этим позициям нужны документы», – поделился производитель химической продукции из Екатеринбурга.
Отвечая на вопрос, будут ли использоваться данные по подтвержденной массе брутто контейнера при таможенном оформлении, А.Фетисов ответил отрицательно: на совещании по данному вопросу было отмечено, что это разные вопросы, VGM – это информация для капитанов, вопрос безопасности мореплавания, с вопросами таможни они не пересекаются. На вопрос, были ли на практике процедуры, не предполагающие взвешивания отдельных грузовых мест, с предъявлением по расчетному методу, без применения весов, С.Зверев ответил, что на практике такого не было, но теоретически это возможно – например, в случае, когда речь идет о бумаге, и масса рулона определена.