Уникальная морская газодобывающая платформа «Troll-А»

Уникальная морская газодобывающая платформа «Troll-А»

  • Нефте- и газодобывающие платформы, а также буровые платформы, относятся к числу крупнейших сооружений в мире. Их основная часть обычно скрыта от глаз под водой. Газодобывающая платформа «Troll-А» – это гигант среди гигантов. Это самая высокая постройка, которая когда-либо перемещалась в другое положение относительно поверхности Земли. Платформа является одним из высочайших и наиболее сложных технических проектов в истории.

    Платформа «Troll Oil Platform» была построена в Норвегии для Shell Norske в июле 1991. Основание и верхнее строение были построены отдельно. Их объединение произошло только в 1995 году, в то время как основание (бетонные цилиндрические опоры) были уже частично погружены.

    Уникальная морская газодобывающая платформа «Troll-А»Газовое месторождение Troll

    Платформа «Troll-А» установлена в 174 морских милях от западного побережья Норвегии на крупнейшем в Европе шельфовом месторождении газа. Запасы этого месторождения оцениваются в 1,3 млрд куб. м, что составляет 60% всех газовых ресурсов норвежского континентального шельфа. Ресурс платформы рассчитан на 70 лет непрерывной работы. Этого времени остаточно для освоения потенциала газового месторождения. Платформа укреплена на морском дне и способна выдержать все испытания, которым ее может подвергнуть Северное море.

    Стоимость строительства

    На освоение газового месторождения Troll  ушло 5 млрд долларов. Сооружение основания платформы началось в июле 1991 года и закончилось в декабре 1994 года. Стоимость строительства гравитационного основания составила 500 млн долларов. За пять лет строительства было проложено два трубопровода диаметром 91 см для транспортировки добытого газа, построена сама платформа, на которую ушло около 1,7 млрд долларов, и построен газоперерабатывающий завод в Колснесе на норвежском побережье.

    Уникальная морская газодобывающая платформа «Troll-А»Конструкция платформы

    Основная часть конструкции платформы Troll-А – это бетонное гравитационное основание, на котором держится платформа. Оно имеет высоту 369 м и весит 656 тыс. тонн. Сама платформа вместе с буровым оборудованием и помещениями для персонала весит только 22,5 тыс. тонн.

    Нижняя часть бетонного основания была изготовлена в сухом доке в Ставангере в Норвегии. Она состоит из 19 железобетонных цилиндров высотой 40 м, которые изготавливали сразу вместе. Затем эту массивную конструкцию спустили в воды ближайшего фьорда и пристроили к ней сверху огромные полые «опоры-ноги» из бетона.

    Инновации

    Уникальная морская газодобывающая платформа «Troll-А»При сооружении этих высоких опор применялся метод скользящей опалубки. На тот момент это было относительно новое достижение в строительстве бетонных конструкций, использующее опалубку (форму), которую после заливки в нее бетона медленно перемещают при помощи гидравлических домкратов. Сначала опалубку заполняют бетоном и оставляют на некоторое время, чтобы он начал затвердевать. Затем каждые десять минут форму медленно двигают вверх на несколько сантиметров, постоянно добавляя в нее бетон. К тому времени, когда бетон показывается из-под нижнего края опалубки, он уже достаточно затвердевает, чтобы выдержать нагрузку, идущую на него сверху. Для основания платформы было использовано 245 тыс. куб. м бетона.

    Стальное верхнее строение платформы строилось на расположенном неподалеку судостроительном заводе Aker Stord с августа 1992 по декабрь 1994 года. Две части сооружения были соединены вместе в январе 1995 года в водах фьорда. Верхнее строение размером 170 х 51 м с помощью барж разместили над основанием, которое, в свою очередь, опустили вниз так, чтобы над водой оставалась только его часть высотой 6,5 м. Когда верхняя часть платформы была установлена в нужном положении, из полых камер внутри опорных «ног» постепенно откачали воду, и верхнее строение поднялось над водой на высоту 30 м.

    Уникальная морская газодобывающая платформа «Troll-А»Транспортировка платформы

    Когда все работы по установке верхнего строения завершились, платформа была готова к буксировке на газовое месторождение. 10 самых больших в мире буксирных судов преодолели 278 км вместе с платформой за неделю.

    Несмотря на то, что конструкция очень массивна, ее тонкие опоры оказывают относительно небольшое сопротивление морским волнам и течениям. Когда платформа прибыла на место, цилиндры фундамента постепенно заполнили водой, чтобы конструкция опустилась сначала на дно моря, а затем еще заглубилась на 36 м для большей устойчивости.

    К четырем цилиндрическим бетонным ногам присоединяется «Аккорд» (железобетонная коробка, связывающая ноги, у которой также есть функция демпфирования нежелательных потенциально разрушительных резонансных колебаний ноги). Каждая цилиндрическая нога состоит более чем из 40 независимых водонепроницаемых отсеков. Специальные якоря, заглубленные в морское дно, удерживают платформу «Troll-А» на месте.

    Платформа «Troll-А»: интересные факты

     1 октября 1996 года газ начал поступать с платформы «Troll-А» на норвежский берег. Предполагается, что добыча газа будет продолжаться 70 лет и составит 1,3 млрд куб. м.

    • Газовое месторождение Troll занимает 750 кв. км. Залежи сырья расположены на глубине до 1,4 км ниже уровня моря.
    • Бетона, использованного для сооружения гравитационного основания платформы, хватило бы на фундаменты для 215 тыс. обычных жилых домов.
    • На строительство платформы было использовано 100 тыс. тонн стали.
    • Расстояние от самой высокой точки платформы «Troll-А» до основания, погруженного на 36 м вглубь морского дна, составляет 472 м.
    • Добываемый газ проносится по трубопроводам платформы со скоростью до 890 м/с. Подобная скорость обеспечивается двумя газовыми компрессорами в целях увеличения объемов производства.

  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    19.03.2020
    Большое количество нефти добывается в море, на морских шельфах. Но добыть – это одна […]
    20.05.2020
    Самый большой в мире плавкран «Sleipnir» демонтировал платформу «Ekofisk 2 / 4A» для отправки к месту утилизации. Как сообщает владелец […]
    06.04.2020
    Длительное время китобойный промысел оставался прибыльным бизнесом. В дореволюционной России, за исключением нескольких не […]
    13.08.2020
    Опытный образец седельного тягача КАМАЗ с двумя криобаками отправляется на тестовые испытания. Автомобиль КАМАЗ-5490 […]
    30.10.2020
    Тяжеловесное крановое судно «VB 10 000» прибыло к автомобилевозу «Golden Ray», который перевернулся у […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.