SeaNews: SeaGo Line создавалась 5 лет назад как региональный оператор. Какова была идея за этим решением и как она в итоге реализовалась?
Питер Гюде: Изначально идея SeaGo Line заключалась в том, что мы хотели создать внутриевропейского перевозчика, прицельно сфокусированного на потребности европейского трейда. И причина, по которой было решено выделить его в отдельную компанию, была в необходимости создания этого фокуса внутри организации, потому что сам трейд и требования клиентов существенно отличаются от deep sea перевозок – намного короче время транзита, соответственно, намного короче цикл перевозки, и это требует другого подхода. Европейский трейд представляет собой комбинацию большого количества нишевых трейдов и магистральных линий, и чтобы адекватно удовлетворять потребности этого рынка, нужна сеть взаимосвязанных сервисов. Поэтому была создана SeaGo, и, я думаю, в этом заключается роль SeaGo на рынке и причина ее успеха.
SeaNews: Какие операции взяла на себя SeaGo Line, как происходит разделение и координация бизнеса между SeaGo и «большим» Maersk, как строятся взаимоотношения компаний?
Питер Гюде: Взаимоотношения строятся на том, что у нас общий владелец, обе компании принадлежат A.P.Moller Group, во всем остальном SeaGo Line – это самостоятельная компания. Безусловно, мы сотрудничаем по ряду направлений, у нас общее оборудование и общие контракты с терминалами. SeaGo пользуется теми преимуществами, которые дают масштабы операций Maersk Line. Maersk Line, в свою очередь, пользуется преимуществами европейской сети сервисов SeaGo для фидерных операций. При этом не все фидерные операции Maersk Line обеспечивает SeaGo – мы делаем это на конкурентной основе, в тех случаях, когда это целесообразно для Maersk Line и целесообразно для SeaGo.
SeaNews: То есть Maersk Line пользуется в Европе услугами и других операторов и common feeder’ов?
Питер Гюде: Да, Maersk Line работает и с другими фидерными линиями.
SeaNews: За те 5 лет, что SeaGo Line присутствует на рынке, как изменилась компания, ее клиенты и сам рынок?
Питер Гюде:
SeaNews: Каковы последние тенденции на европейском рынке?
Питер Гюде: В основном существующие тренды обусловлены геополитическими факторами – мы вынуждены адаптироваться к изменению ситуации в России, в частности, к санкциям ЕС, что приводит к изменению схем товародвижения, а в средиземноморском регионе, к примеру, нелегкие времена переживает Турция, которая является одним из ведущих игроков на этом рынке, что также не может не сказываться на товаропотоках. Определенные изменения присутствуют, но в целом рынок относительно стабилен.
SeaNews: Какие тренды вы наблюдаете на российском рынке – и как компания на них реагирует?
Питер Гюде: Российский рынок меняется в том плане, что импорт сокращается из-за изменения модели потребления, а экспорт растет благодаря повышению конкурентоспобности экспортной продукции, главным образом за счет валютных курсов. И, тогда как Россия всегда была традиционно импортоориентированным рынком, теперь рынок сбалансирован и даже склоняется в сторону экспортной ориентации. И, конечно, на рынке такого масштаба, как российский, это существенное изменение, которое заметно влияет на наши операции.
SeaNews: Каким образом?
Питер Гюде: Видите ли, когда происходит переключение с импорта на экспорт, приходится менять продукты, чтобы обслуживать изменившиеся грузопотоки, – где нужно короткое транзитное время, как доставить в Россию оборудование, как обслуживать клиентов и обеспечить им доступ, в первую очередь, к оборудованию. Потом, нужно пересмотреть свои операции. В этом отношении у SeaGo прочная база – наземный сервис: мы работаем на множестве площадок, предлагая возможности для сдачи контейнеров и подачи оборудования под экспорт по всей территории России, и предлагаем очень широкую операционную платформу независимо от того, где находится клиент. И это, в сочетании с масштабом операций, выделяет нас на фоне конкурентов.
SeaNews: Ожидаете ли Вы в ближайшем будущем восстановления в России, каков Ваш прогноз на следующий год, а, может быть, и на более долгосрочную перспективу?
Питер Гюде: Очень сложно что-либо прогнозировать, но, если посмотреть на макроэкономическую ситуацию, складывается ощущение, что самую низкую точку мы уже прошли, экономика в России стабилизируется, и мы ожидаем, что постепенно начнется рост ВВП, и в ближайшие годы мы увидим положительную динамику. И это, конечно, окажет влияние и на контейнерный рынок.
SeaNews: Как скажется на бизнесе Seago в России и Европе приобретение группой Maersk Hamburg Sued?
Питер Гюде: Говоря о Hamburg Sued, мы должны понимать, что сделка еще не прошла согласование с соответствующими властями в Европе, США, Латинской Америке и ряде других стран, поэтому, я думаю, не следует строить догадки на эту тему до тех пор, пока мы не сможем точно сказать – да, сделка состоялась или нет, сделка не состоялась. Но, конечно, намерение такое существует, и мы надеемся, что оно будет реализовано.
SeaNews: Когда Maersk Group объявила о реструктуризации бизнеса, в качестве одного из приоритетов развития транспортно-логистического сегмента называлась дигатилизация. Как это будет работать применительно к Seago Line?
Питер Гюде: Я думаю, дигитализация – очень интересное направления для морской отрасли в целом. Шиппинг в основном продолжает работать так же, как и сто лет назад. Да, мы теперь выпускаем коносаменты в электронном виде, но для того, чтобы осуществлять международные перевозки и перемещать товар через таможню по-прежнему нужны бумажные документы. При этом посмотрите, как развивается торговля, как мы покупаем товары через интернет, как осуществляется перевозка наших покупок через границу, когда мы, например, покупаем в США кроссовки Nike и их доставляют в любую точку земного шара. Так, как это работает здесь, так же будет и в сфере контейнерных перевозок. И для того, чтобы сделать процесс как можно более эффективным, мы должны внедрять технологии, которые упрощают торговлю. Мы сейчас запускаем приложение SeaGo Line, которое позволит с мобильного телефона отслеживать движение груза, управлять своим аккаунтом, проверять неоплаченные счета, в перспективе там будет возможность в реальном времени делать букинги и оплачивать перевозку кредитной картой, точно так же, как это делается в других отраслях, как это предлагают, например, авиалинии или ритейлеры. В шиппинг эти технологии тоже приходят, и, я думаю, они кардинально изменят опыт клиентов при работе с линиями. Все операции будут осуществляться в режиме реального времени и в электронном формате. Мы над этим работаем, внедряя новую платформу для SeaGo Line, чтобы быть на этом рубеже первыми.
Кирилл Атаманов: Для SeaGo Line в России это было непростое время. Нам приходится конкурировать с наземными перевозчиками – с автотранспортом и железнодорожными операторами на рынке, который растет не столь динамично, как нам бы хотелось.
SeaNews: Автоперевозчики действительно составляют серьезную конкуренцию?
Кирилл Атаманов: Безусловно. Если говорить о перевозках в континентальной части Европы, там всегда присутствует конкуренция между наземными операторами и short sea перевозчиками. Нужен креативный подход и хорошее понимание потребностей клиентов, чтобы показать все преимущества доставки short sea в сравнении с наземной логистикой. И ситуация, сложившаяся сейчас в России, нам на руку, потому что автотранспорт и железная дорога дороже, чем short sea фрахт, так что мы имеем возможность помочь нашим клиентам в оптимизации их логистических затрат. В этом наш вклад в бизнес наших клиентов.
Я уверен, что SeaGo Line будет работать в России долго и успешно и развивать бизнес вместе с нашими клиентами.