Группа Maersk провела в Копенгагене традиционный Capital Markets Day, на котором рассказала инвесторам и рынку о своих планах дальнейшего развития. Напомним, о решении реструктуризировать группу, выведя из ее состава нефтяной бизнес и связанные с ним подразделения, и развивая транспортно-логистический блок как глобального контейнерного интегратора, было объявлено в сентябре этого года. Как пояснил в ходе Capital Markets Day CEO группы Сорен Скоу, интегрировав различные направления бизнеса, Maersk должен в некотором смысле приблизиться к модели DHL или UPS в плане усиления кросс-продаж услуг.
Как следует из материалов к презентации, на долю энергетического сегмента приходится 25% суммарной выручки группы в 2015 году, 33% всех инвестиций и 41% основной прибыли. Компенсировать «выпадающие доходы» в Maersk рассчитывают за счет органического и неорганического роста, в том числе за счет приобретения Hamburg Sued – она должна компенсировать 15% из «выпадающих» 25% выручки.
Что касается сроков возможной продажи энергетического блока (в презентации это сформулировано более обтекаемо – «получение доходов от выделения нефтяного и связанного с ним бизнесов»), а также потенциального объема этих доходов, то они зависят от финансового положения и кредитного рейтинга самого энергетического блока, а также от финансовых перспектив транспортно-логистического дивизиона.
Группа намерена начиная с 2018 года существенно сократить капитальные затраты. По итогам 2016 года они составят, предварительно, 6 млрд долларов, в следующем году – 5,5-6,5 млрд долларов (основными статьями расходов будет финансирование 11 контейнеровозов вместимостью 19 тыс. TEU и 9 вместимостью 14 тыс. TEU, а также проектов Johan Serdrup и Culzean и строительства 10 судов снабжения). На 2018 год CAPEX планируется уже в объеме 4-4,5 млрд долларов.
По мнению С.Скоу, отрасль больше не нуждается в новых судах. Из 23 млн TEU, которые, по прогнозам, будет составлять вместимость мирового контейнерного флота в 2022 году, реально востребовано будет 22 млн TEU. В этих условиях «Слияния и приобретения – самое рациональное».
Избыток мощностей также актуален для терминального бизнеса. При росте пропускной способности терминалов на 4,2% спрос на их услуги в этом году увеличился, по оценкам, только на 1,8%. Разрыв, по прогнозам, сохранится и в следующем году – при росте мощностей на 3,4% спрос увеличится на 2,5%.
Говоря о рынке в целом, С.Скоу предположил, что консолидация в отрасли продолжится. За последние два года 8 из топ-20 глобальных контейнерных линий прекратили существование, отмечают в компании. При этом доля первой пятерки линейных операторов будет расти – по оценке С.Скоу, она составит к 2018 году они будут контролировать порядка двух третей рынка. «Мы думаем, в ближайшие годы могут произойти и новые события в плане консолидации», – сказал он.