В Ленинградской областной торгово-промышленной палате прошел круглый стол, посвященный начислению НДС при международных перевозках. Организаторами мероприятия выступили Гильдия профессиональных участников ВЭД «Гермес» совместно с ЛОТПП. Главным предметом обсуждения была практика применения нулевой ставки при международных перевозках. Как подчеркнул, открывая заседание, исполнительный директор ЛОТПП Игорь Муравьев, проблематика НДС в области международных перевозок требует обсуждения, особенно с участием компетентных спикеров. «Строить свой бизнес исключительно в ожидании разъяснений судебных структур и на собственном неудачном опыте смысла не имеет. Может быть, мы не решим здесь сегодня все возникающие проблемы, но на основные вопросы вы получите компетентные ответы».
Как отметил директор Гильдии «Гермес» Роман Козлов, на сегодня понимания, как применять ставку, и четкого алгоритма действий ни у кого нет. О том, как работает – а временами не работает механизм нулевой ставки на практике, рассказала коммерческий директор группы компаний «Балтика-Транс» Ирина Капитанова, возглавляющая в Гильдии «Гермес» комитет по транспорту.
На собственном опыте
«Поскольку среди партнеров компании – автоперевозчики, терминалы, морские линии, торговые сети, производственные компании, нам еще на стадии ведения переговоров и заключения договоров приходится уделять много времени соглашениям и проработке всех инструментов. Примерно два года назад мы начали отстаивать позицию – все услуги, касающиеся международных перевозок, должны облагаться ставкой ноль. Были курьезные случаи при переговорах, когда наша ставка как, допустим, автоперевозчика или таможенного брокера при предложении применять нулевую ставку была не в рынке – нам предлагали сократить ставку на 18%. Это означало бы нашу неконкурентоспособность», – рассказала И.Капитанова.
«14 июня этого года мы получили письмо-разъяснение Федеральной налоговой службы где был четко конкретизирован список транспортно-экспедиторских услуг, в отношении которых нужно применять ставку НДС 0%. Эти услуги классифицированы так: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги – в том числе услуги по электронному документообороту, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовые услуги, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств – большинство наших партнеров были уверены, что таможенное оформление, которое осуществляется на территории РФ, облагается по ставке 18%, однако согласно этому разъяснению оно должно облагаться по ставке 0%». Даже услуги по выдаче пропусков в порт должны облагаться по нулевой ставке, однако на практике, как единогласно подтвердили участники встречи, этого не происходит.
«Мы получили четкое определение от МИФНС о невозможности компенсировать 18% НДС по целому ряду контрагентов, включая морские линии. Налоговые органы отказывают экспедиторам в возмещении НДС при получении входящих счетов со ставкой 18% от терминалов, перевозчиков, агентов и т.д. При убытках в таких размерах экспедиторы не могут работать. В свою очередь, экспедиторы вправе требовать вернуть неосновательно уплаченные своим поставщикам НДС. Речь идет не об одном миллионе рублей», – сказала И.Капитанова.
Говоря о практике применения ставки НДС 18% линиями и их агентами, Р.Козлов процитировал ответ на запрос Гильдии одного из крупных операторов, работающих через порт Санкт-Петербург, согласно которому «Применение нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиторских услуг, оказанных морским портом РФ на основании договора транспортной экспедиции, иностранной организации не предусмотрено, поскольку иностранные юридические лица и их представительства в РФ для целей налогообложения не является российскими организациями». Собравшиеся напомнили, что железная дорога также выставляет счета с применением ставки 18%.
Практики мало
По словам руководителя юридического департамента ГК «Балтика-Транс» Вадима Девина, вопрос о возмещении убытков, связанных с НДС, уплаченных за услуги, выполненные подрядчиками, сейчас решают юристы компании. «Представители Арбитражного суда ответили нам, что пока практики не существует. Практика только формируется. Это новый тренд в юридических спорах».
«Практика очень противоречивая, противоречивая как по регионам, так и в рамках одного региона, – подтвердила адвокат Катерина Марьянкова, партнер Адвокатского бюро «Лигал арт». – Однозначного ответа на некоторые вопросы нет. С этой проблемой сталкиваются как перевозчики и экспедиторы, так и сами клиенты. Одна из превентивных мер – заранее обговаривать со своими контрагентами, какие документы, с каким ставками, как определять НДС, что будет указано в счет-фактуре, который будет вам выставлен – и, по возможности, прописать это в договоре».
Подводные камни
В ходе дискуссии участники круглого стола обозначили целый ряд нюансов и проблем, которые возникают с применением нулевой ставки НДС. Во-первых, это уже упоминавшиеся 18%, которые выставляют своим контрагентам линии и РЖД и тем самым, как образно сформулировал Р.Козлов, ломают всю «пищевую цепочку» взимания НДС. Не оплачивать эти счета экспедитор не может – иначе перевозчик просто не выдаст ему груз. Клиент же, которому экспедитор котирует ставку с НДС, рассчитывает на возмещение, а когда выясняется, что получить его он не может, то недоволен, поскольку себестоимость товара увеличивается. «Экспедитор оказывается крайним», – говорят участники рынка.
Во-вторых, чтобы получить возмещение по НДС, необходимо, чтобы был заключен договор транспортной экспедиции. Если заключен иной договор, рассчитывать на возмещение не приходится, даже если услуга была оказана в рамках международной перевозки.
Наконец, не до конца ясны критерии, где начинается международная перевозка в случае экспорта и где она заканчивается в случае импорта. Принимавшая участие в работе круглого стола заместитель начальника отдела камерального контроля УФНС Ленинградской области Марина Шаронова выделила применительно к импорту, в зависимости от того, как составлен контракт, два критерия – выпуск товара в свободное обращение и переход собственности.
По словам И.Капитановой, из опыта, при проверке налоговая рассматривает все товаросопроводительные документы, по которым можно отследить маршрут движения груза от склада поставщика до склада получателя, при этом отрезок из порта на территории РФ до пункта назначения грузополучателя налоговая служба трактует как часть международной перевозки, к которой должна применяться нулевая ставка. «Основополагающим моментом является то, что услуги, оказанные в отношении груза, – это предмет международной перевозки».
К.Марьянкова напомнила в этой связи о статье 165 Налогового кодекса, согласно которой в отношении нулевой ставки НДС подтверждающими документами является внешнеторговый контракт и товаросопроводительные документы. «Именно из контракта мы можем определить, международная это перевозка или перевозка из начального в конечный порт. И суды этого четко придерживаются».
Впрочем, добиться возмещения через суд удается далеко не всегда. К.Марьянкова привела случай из своей практики. «Экспедитор привлек много контрагентов, несколько перевозчиков. Кто-то из них выставил НДС 18%, кто-то 0%. Экспедитор все собрал и попытался все возместить. В отношении тех перевозчиков, которые выставили с 18%, суд сказал, что они являлись элементами международных перевозок, поэтому выставлять счет с НДС 18% не имели права. В возмещении было отказано по той причине, что документы, не соответствующие Налоговому кодексу, применяться для вычетов не могут».
Опасения участников рынка вызывает проект федерального закона «О внесении изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса РФ». Поправки предполагают предоставление налогоплательщикам, осуществляющим реализацию товаров на экспорт, а также выполняющим работы (оказывающим услуги), связанные с перевозкой таких товаров, возможность не применять нулевую ставку НДС на основании заявления, предоставляемого в налоговый орган по месту учета. «У вас будет право выбора применять ставку 0% или 18%, – пояснила суть грядущих изменений финансовый директор FMG Shipping&Forwarding Анна Счастная. – Но если вы выбрали норму, то в течение года вы не имеете право ее изменять. Что будет происходить между субподрядчиками? Тут будет неразбериха».
6% вместо 18%
По мнению заместителя председателя комитета по развитию предпринимательства правительства Санкт-Петербурга Антона Кривошеева, ставка 18% неподъемна. «Клиенты просто скидывают на нас свои НДС». Спорить с налоговыми службами, по его мнению, бесполезно – «Я их пониманию, у них задача собрать денег. Есть закон, есть 18% и неоднозначная трактовка с 0%, и крайним всегда окажется экспедитор. И мы никогда не убедим крупного клиента платить 0. Поэтому менять надо законодательство на федеральном уровне». «Вы загоняете экспедиторов тень, – обратился он к представителю налоговых органов. – Экспедиторы не закроются, тема слишком жирная, они просто уйдут в тень… Я предлагаю в законодательном порядке обязать заказчиков не требовать с экспедиторов НДС, а требовать 6% по упрощенке, как это было сделано в стразовом бизнесе».
Р.Козлов предложил обратиться с предложениями по решению проблемы в Госдуму, собрав предварительно описание проблем, мнения и пожелания от бизнеса. «Инициатива должна исходить от рынка», – подчеркнул он. На сбор предложений было решено отвести неделю. Отсчет пошел.