Global Ports провел конференц-колл, посвященный публикации отчетности группы за первое полугодие 2015 года. Для Владислава Баумгертнера этот конференц-колл стал первым в роли CEO GPI. В своем выступлении он рассказал, что находится под впечатлением от качества управления Global Ports.
Говоря о рыночной конъюнктуре, Евгений Зальцман, Head of Business Development GPI, отметил, что в первом полугодии 2015 года контейнерный рынок упал на 26%. Во второй половине года падение еще более существенное – 29%. Обычно нынешнюю ситуацию сравнивают с тем, что было в 2008-2009 годах. Тогда рынок восстановился очень быстро – уже в 2010 году годовой объем превысил показатель 2009 года, а в 2011 году объемы были на 20% выше, чем в 2008. «В этом году наблюдается резкое сокращение объема покупок, можно сказать, до ненормально низкого уровня. Мы думаем, что, когда потребители привыкнут к этой новой норме, покупательская активность может возобновиться. Возможно, это произойдет за счет переключения на более дешевый импорт. Но для нашего бизнеса не столь важно, будет это более дорогой или более дешевый груз. Важно, чтобы этот груз занимал столько же места в контейнере».
«Мы также надеемся, что процесс контейнеризации продолжится». Предпосылки для этого, считают в Global Ports, есть – Россия по-прежнему существенно отстает от других стран по уровню контейнеризации. Если считать этот показатель в TEU на душу населения, то уровень контейнеризации в России в 3 раза ниже, чем в Турции и в 2,5 раза ниже, чем среднемировой. При этом контейнеризация и экспорта, и импорта растет. По данным GPI, контейнеризация импорта в 2014 году составляла 39,5% против 37% в 2013 году, а по ряду позиций она выросла еще более существенно – в частности, по грузам, требующим температурного и климат-контроля, она увеличилась с 41% в первом полугодии 2014 года до 54% в первом полугодии 2015. Введенное РФ эмбарго способствовало росту контейнеризации – изменилась логистика ряда продовольственных грузов, которые теперь доставляются с более удаленных рынков, откуда довезти их автотранспортом нереально, нужна доставка морем в контейнерах.
Контейнерный экспорт с 2013 года увеличился на 35%, во второй половине 2015 года рост на волне ослабления рубля составил 1,2%. На сегодня уже порядка 70% груженых импортных контейнеров на обратном пути затариваются экспортом. «Это важно, поскольку выравнивается торговый баланс, это означает лучшую экономику для наших клиентов – контейнерных линий. Рост экспорта ставит естественный предел для волатильности рынка». В то же время, степень контейнеризации российского экспорта остается еще на очень низком уровне – 6,4% против среднемирового показателя 20,8%.
Отвечая на вопрос о прогнозе динамики контейнеризации, Е.Зальцман сказал, что процесс идет постепенно и зависит от ряда факторов, нет такой волшебной кнопки, которую можно нажать, и груз перейдет в контейнеры – экспортеры и импортеры должны оценить выгоду, и с точки зрения рынка, и с точки зрения затрат. Но для этого необходимо, чтобы они установили на своих площадках оборудование для затарки контейнеров – или доставляли груз балком до тех площадок в порту или рядом с портом, на которых производится затарка. «Нужно, чтобы произошли изменения всей цепочки, и на это обычно нужно время». На вопрос о прогнозе по контейнерному рынку в целом Е.Зальцман ответил, что делать такие прогнозы затруднительно: «Мы обслуживаем те объемы, которые приходят на рынок – мы не генерируем спрос. <…> Мы слышали от отдельных специалистов в области макроэкономики, что в следующем году ожидается некоторое оживление импорта».
В ответ на вопрос о конкурентной ситуации на Балтике в связи с выходом на рынок нового игрока в Бронке в Global Ports сказали: «Мы в курсе этого факта. Мы много работаем с клиентами и над улучшением своего сервиса, чтобы они продолжали использовать наши терминалы. Мы видели новых игроков, выходящих на рынок, и раньше… Мы не видим причин для паники».
Андерс Къельдсен, Chief Operating Officer Global Ports, рассказал о мерах по повышению эффективности и сокращению расходов, которые предпринимает группа. В частности, речь идет о сокращении персонала – за год к июню 2015 года удалось снизить общую численность сотрудников на 10%, – а также об оптимизации персонала, занятого на основе аутсорсинга. Кроме того, на ключевых терминалах группы введена сокращенная рабочая неделя. Существенно сокращены капитальные затраты, основное направление расходов – ремонт и содержание инфраструктуры и оборудования, по каждому объекту составлен план ремонта и обслуживания, 15% оборудования законсервировано. Компания также работает над тем, чтобы продать неиспользуемые земельные участки и оборудование.
Как уточнил Chief Financial Officer Михаил Логанов, объем капзатрат в 2015 году сокращен на 64% и составил 5 млн долларов против 14 млн долларов в первом полугодии 2014 года. Говоря о финансовой стороне контейнерного бизнеса, он отметил, что выручка с TEU в первом полугодии 2015 года увеличилась за счет ценовой политики и номенклатуры грузов, что позволило снизить негативный эффект от снижения объемов.
Завершая презентацию, В.Баумгертнер подчеркнул, что у Global Ports правильная стратегия. Группа намерена продолжать извлекать максимум из своих активов и искать дополнительные источники прибыли. В приоритете остаются также повышение эффективности и сокращение расходов, а также снижение долговой нагрузки – при сохранении надежности, безопасности и качества услуг.