Тема кадрового дефицита в морской отрасли остается острой на протяжении последних лет. О причинах сложившейся ситуации и путях выхода из нее SeaNews рассказал Андрей Веревкин, заместитель директора департамента по крюингу ООО «Транзит».
Судоходные компании сталкиваются с серьезными трудностями при подборе плавсостава, что создаёт значительные вызовы для всей отрасли. Мы видим, как нехватка опытных моряков и проблемы с подготовкой молодых специалистов становятся системной проблемой, требующей незамедлительных решений.
Ключевые проблемы можно разделить на несколько категорий:
- Недостаток квалифицированных кадров.
Молодые специалисты, только что окончившие вузы и колледжи, зачастую не готовы к самостоятельному несению ходовой вахты. Они испытывают недостаток практических навыков и уверенности в своих силах, что затрудняет их интеграцию в рабочий процесс.
- Возрастной фактор.
Многие опытные моряки приближаются к пенсионному возрасту, а интерес молодёжи к морской профессии постепенно снижается. Престиж морского образования за последние 20 лет существенно упал, что привело к сокращению притока молодых специалистов.
- Сложности обучения и сертификации.
Получение необходимых конвенционных сертификатов требует значительных финансовых и временных затрат. Для многих молодых людей это становится серьёзным препятствием на пути к профессии.
- Условия труда и жизни.
Работа в море — это тяжёлый труд в условиях изоляции от семьи и привычного окружения. Это также влияет на привлекательность профессии для новых поколений.
- Изменения в технологиях.
Современные суда требуют от моряков новых знаний и навыков. Однако далеко не все готовы к быстрой адаптации и обучению новым технологиям.
- Старые суда.
Моряки всё чаще отказываются работать на устаревших судах, которые создают дополнительные риски для безопасности и комфорта экипажа. Новые суда предоставляют лучшие условия жизни, более надёжную технику и открывают больше возможностей для карьерного роста.
- Заработная плата.
Моряки идут в море не за романтикой, а за достойной оплатой труда. Уровень заработной платы остаётся главным критерием при выборе компании.
Какими качествами должен обладать современный моряк?
Для того, чтобы успешно работать в море, специалисты должны обладать рядом профессиональных и личных качеств:
Ответственность и строгое соблюдение процедур безопасности;
Технические знания, практические навыки и знание английского языка;
Быстрая реакция и умение принимать решения в критических ситуациях;
Способность работать в команде;
Физическая выносливость и хорошее здоровье;
Коммуникационные навыки для взаимодействия с экипажем и береговыми службами;
Адаптивность к изменениям в отрасли;
Внимание к деталям и соблюдение мер безопасности.
Что делать?
Для решения проблемы кадрового дефицита необходимо комплексное взаимодействие государства, образовательных учреждений и судоходных компаний:
Требуются меры по повышению привлекательности морской профессии, включая улучшение условий труда, модернизацию флота и поддержку молодых специалистов на этапе обучения и сертификации.
Морская отрасль всегда была важным элементом мировой экономики, а её устойчивое развитие невозможно без квалифицированных кадров. Ситуация с обеспечением квалифицированными кадрами на флоте, к сожалению, остаётся сложной. Решение проблемы «кадрового голода» должно стать приоритетной задачей для всех участников рынка, ведь от этого зависит будущее судоходства и безопасность морских перевозок.
Фото: ООО «Транзит»
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции