Строительство морского порта Лагань в Калмыкии включено в измененную схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта, сообщает пресс-служба Росморречфлота. Соответствующее распоряжение за подписью председателя правительства РФ Михаила Мишустина №1980-р от 29.07.2020 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.
Согласно документу, в схему включено строительство морского порта Лагань в Калмыкии мощностью 12,5 млн тонн в год. Речь идет о строительстве зернового терминала мощностью 5 млн тонн в год, терминала наливных грузов мощностью 0,5 млн тонн, контейнерного терминала мощностью 5 млн тонн и терминала по перевалке генеральных грузов на 2 млн тонн.
Власти республики приступили к разработке технико-экономического обоснования порта в рамках индивидуальной программы развития Калмыкии, утвержденной правительством РФ.
«Проект не должен вступить в конкуренцию с существующими портовыми мощностями на Каспии, но дополнить их специализированными, прежде всего, контейнерными мощностями. На сегодняшний день в Калмыкии нет морских портов. Преимуществами проекта станет возможность круглогодичной навигации, а также близость к железнодорожному и автомобильному сообщению. Морской порт в Лагани мощностью 12,5 млн. тонн призван дополнить морскую транспортную инфраструктуру РФ на Каспии, где действующие портовые терминалы Ирана, Индии и Казахстана пока заметно превосходят российские мощности», — говорится в сообщении Росморечфлота.
Контейнерные перевозки должны стать одной из специализаций нового каспийского порта с ориентацией на грузопотоки, прежде всего, из Индии и стран Персидского залива через Иран.
Россия заинтересована в раскрытии возможностей своего природно-территориального потенциала в новых международных логистических проектах, крупнейший из которых формируется сейчас с участием стран Каспийского бассейна. В конце июля генеральный директор ОСК Алексей Рахманов представил президенту РФ проект судов-контейнеровозов река-море плавания, который должен стать частью плана по развитию международных транспортных коридоров. Рахманов сообщил, что в случае реализации плана, доставка товаров и грузов от Индии через Иран и Россию до Северной Европы по Каспию, Волге и Волго-Балтийской системе займет не более 25 дней, что на 15 дней быстрее традиционного маршрута через Суэцкий канал.
На пути реализации этого международного мегапроекта со стороны РФ, по словам Рахманова, имеются две проблемы: отсутствие эффективных судов, подходящих под заданные цели, а на это и нацелены судостроительные предложения ОСК, а также недостаточная пропускная способность ряда участков на Волге, прежде всего в районе Городец-Нижний Новгород, для чего необходимо ускорить сооружение Нижегородского низконапорного гидроузла.