Контейнерооборот лидеров

Порушат ли высокие ставки восстановление мировой торговли

  • Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

    На фоне нарушенного в результате пандемии и ряда других, не связанных с ковидом факторов, баланса мирового контейнерного рынка, все чаще высказываются опасения, что спровоцированный антиковидными ограничениями, дефицитом контейнерного оборудования и заторами в портах неконтролируемый рост фрахтовых ставок может замедлить восстановление мировой торговли. SeaNews попросил участников рынка оценить перспективы такого развития ситуации.

    Мировая торговля и контейнерный рынок

     abasov stalogistic b News, Show All, Super Expert, Trends, Experts' OpinionsСогласно последним аналитическим исследованиям, проведенным UNCTAD, объем контейнерной торговли должен вырасти на 7,7%. Ожидается, что в 2022-2026 годы общий объем морской торговли будет увеличиваться на 2,4% в год по сравнению с ежегодными 2,9% в течение двух предыдущих десятилетий, приводит цифры Александр Басов, заместитель генерального директора по работе с ключевыми клиентами компании STALOGISTIC.

    «Нарушение цепочек поставок, – отмечает он, – может продолжиться из-за их неэффективности и уязвимости, усиления ценового давления. Все это вызвано главным образом COVID-19 и его побочными эффектами для судоходства и портов и грозит повышением производственных затрат и потребительских цен».

    «Темпы восстановления мировой торговли в первую очередь связаны с ростом спроса на производственные  товары, – говорит Антон Плотников, специалист по закупке транспортных услуг логистической компании «ДАКСЕР». – В этой связи отрицательное влияние высоких ставок фрахта на повышение стоимости продукции при импорте и цены для конечного потребителя, безусловно, представляет собой определенную угрозу. Вкупе с другими отрицательными факторами ― увеличением цен на жилье, бензин и продукты питания ― это разгоняет темпы инфляции (в октябре 2021 года, по официальной статистике, уровень инфляции в США и в России находился на отметке примерно в 6% в годовом выражении). Падение покупательской способности в случае снижения темпов кредитования населения способно уже в среднесрочной перспективе привести к замедлению процессов восстановления мировой торговли».

    aplotnikov dakser b News, Show All, Super Expert, Trends, Experts' Opinions«К этому, – продолжает А.Плотников, – стоит прибавить и сильно возросшие сроки поставки товаров и комплектующих для производства при трансконтинентальной торговле, что в свою очередь приводит к нарушению торгово-производственного цикла, которое наиболее заметно в сфере автомобилестроения. Нехватка микрочипов для автомобилей по причине увеличения сроков их поставки, а также приоритетный выбор наиболее крупных производителей этих комплектующих в пользу цифровой техники и бытовой электроники, привели к серьезному кризису в отрасли, падению темпов производства и повышению стоимости даже подержанных машин».

    В то же время, по его словам, можно наблюдать ряд моментов, способных улучшить ситуацию в сфере международного товарообмена. «Это, например, начало восстановления работы фабрик в странах Юго-Восточной Азии (Малайзия, Вьетнам) по причине снятия «ковидных»   ограничений, а также в Китае ― после частичного решения проблемы с дефицитом электроэнергии на производствах. Эксперты отмечают также, что многие торговые сети, в особенности в США, перешли к практике долгосрочного планирования и осуществления поставок, иногда путем фрахтования собственных судов. Подобные меры благоприятно сказываются на удовлетворении потребительского спроса и позволяют уже сейчас частично снять напряженность с крупных транспортных терминалов и центров распределения товаров, еще в октябре находившихся на пределе нагрузки».

    Фрахтовая ставка и цена товара

    По мнению А.Плотникова, рост ставок фрахта в первую очередь сказывается на себестоимости товаров повседневного спроса и недорогом сырье для химической промышленности, а вот на изначально более высокую цену бытовой и цифровой техники колебания тарифов на перевозку влияют слабо. «Чем дешевле продукт, тем более значительна в его стоимости доля транспортных затрат, а также всех таможенных платежей. Например, отправка контейнера с товарами на сумму 20 тыс. долларов США, которая стоила условно 3 тыс. долларов США в 2020 году, к концу 2021 года подорожала почти впятеро. Как результат, торговать этими изделиями теперь просто невыгодно и порой их уже стало не хватать на прилавках магазинов, в том числе и в России».

    «Высокие ставки фрахта особенно влияют на стоимость тех товаров, которые более тесно интегрированы в глобальные цепочки поставок, – отмечает А.Басов. – Речь идет о компьютерах, электронике и продукции оптической промышленности. Их часто приходится отправлять из Юго-Восточной Азии на западные потребительские рынки, в связи с чем затраты на доставку более высокие. Товары по завышенным ценам становятся менее доступными для потребителей, а, значит, снижают их благосостояние».

    «Повышение ставок фрахта, – предполагает он, – вероятно, приведет к росту цен на товары с низкой добавленной стоимостью, например, мебель, текстиль, одежду, изделия из кожи. Их производство часто фрагментировано в странах с низкой заработной платой и удаленных от основных потребительских рынков».

    Прогноз по рынку

    «Вопрос динамики ставок фрахта остается во многом дискуссионным, однако многие представители логистической отрасли считают, что предпосылок к улучшению ситуации нет, – говорит А.Плотников. – В лучшем случае стабилизация наступит после окончания государственных праздников в Китае и Олимпийских игр в столице КНР. На данный момент объем спроса на рынке международных контейнерных отправок значительно выше предложения, а крупные ритейлеры на фоне сохранения и ужесточения «антиковидных» мер по-прежнему заказывают товары «про запас», усугубляя имеющийся дисбаланс. В свою очередь нарушения функционирования экономики ― прежде всего в США ― не только препятствуют восстановлению объема их экспорта в Китай, но и не позволяют насытить внутренний рынок даже частично, делая ситуацию еще сложнее».

    По оценке А.Басова, возвращение к любым доковидным показателям – уровню тарифов, транзитным срокам доставки, загруженности портов и погранпереходов, сопутствующих инфраструктур – в будущем году не просматривается вообще. «Можно допустить, что будет некоторая оптимизация тарифов и общее улучшение по отдельным трейдам после 1 апреля 2022 года, но серьезных глобальных изменений пока не предвидится».

    Мнение спикеров может не совпадать с позицией редакции


  • Leave a Reply

    Related content
    21.10.2021
    In the Baltic region, freight rates are increasing due to an acute shortage of […]
    05.03.2021
    On week 9, freight rates in the Azov-Black Sea region continued to decline. Contracts […]
    21.05.2021
    On week 19, freight rates for 40,000-50,000 dwt bulkers from Novorossiysk moved sideways. According […]
    28.10.2021
    In the Baltic, freight rates are growing dynamically. Despite the large number of open […]
    29.01.2021
    On week 4, freight rates in the Azov-Black Sea region were keeping on a […]
    02.09.2021
    On week 35, freight rate in the Baltic region short sea market remained on […]
  • Login