Зачем Boeing возит самолеты на поезде через пол-Америки

Зачем Boeing возит самолеты на поезде через пол-Америки

  • Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

    Многие любители авиации знают один факт: фюзеляжи для будущих самолетов Boeing 737 выпускают в Канзасе (город Уичито), а затем 12 дней везут на поезде за 3,5 тыс. км на завод в Рентон (штат Вашингтон), где находится сборочный конвейер. Почему производственный процесс организован так сложно? Почему нельзя строить фюзеляжи поближе? Ведь их транспортировка – это дополнительные затраты и риски: например, в 2014 году поезд с будущими самолетами сошел с рельсов, и несколько фюзеляжей упало с обрыва в реку, после чего их пришлось, естественно, отправить на металлолом. Рассказываем, в чем дело.

    shod News, MiscellaniousДело в том, что компания не выпускает фюзеляжи для Boeing 737 самостоятельно, этим занимается производитель-смежник Spirit AeroSystems, которой и принадлежит завод в Канзасе. Дескать, где нашли смежника, там и выпускают – переносить завод поближе было бы очень долго, сложно и дорого. Но нет. Этот завод Spirit AeroSystems купила лишь в 2005 году у… собственно, Boeing – то есть компания просто отдала на аутсорс операции, которые раньше выполняла своими силами, еще с 1960-х годов, когда семейство Boeing 737 пошло в серию. То есть транспортировка фюзеляжей на поезде использовалась с самого начала.

    konvejer News, MiscellaniousЗачем продали завод? Дело в том, что в начале 2000-х в Boeing увлеклись принципами «бережливого производства» (Lean Management), наняли консультантов из Toyota и внедрили сборку самолетов в Рентоне по принципу движущегося конвейера: в отличие от «обычных» авиазаводов, где борт стоит на месте и «обрастает» деталями, у американцев конвейер ползет со скоростью 5 см в минуту и останавливается только на время обеда или пересменки – практически как при производстве автомобилей. «Голый» фюзеляж устанавливается в начале конвейера, сначала внутрь укладывают трубопроводы и электропроводку, потом на разных постах конвейера устанавливают хвостовое оперение, шасси и так далее, даже двигатели подвешивают в движении – на выходе получается готовый самолет.

    Это значительно увеличивает скорость производства, но требует фокусировки на технологичности именно сборочного процесса, а не производственных: эффективнее иметь много «смежников», которые долларом отвечают за качество и сроки поставок.

    Но ведь фюзеляжи возили еще тогда, когда этот завод, существовавший с 1927 года, принадлежал Boeing, и никаких Lean-процессов не было! Дело в том, что Канзас – один из металлургических центров США, вся экспертиза по обработке алюминия была сосредоточена именно там. При этом в Рентоне уже выпускали фюзеляжи для Boeing 707 и 727.

    В итоге первые десять фюзеляжей Boeing 737 в 1967 году сделали в Рентоне, а затем передали производство в Уичито, где для этого имелось достаточно производственных мощностей. К тому же этот тип считали нишевым и вторичным по сравнению с 727, в те годы новый самолет продавался очень плохо: к 1972 году было поставлено лишь 88 машин, и велись разговоры даже о сворачивании программы.

    sklad News, MiscellaniousПомимо целых фюзеляжей для семейства 737 там выпускают элементы для всех других типов воздушных судов, например, плоскости крыла и секции фюзеляжей для 787, однако их перевозят в обычных товарных вагонах. Целиком собрать и отвезти фюзеляж 787 не позволяют железнодорожные габариты. Интересно, что на протяжении первых 30 лет фюзеляжи Boeing 737 возили двумя раздельными секциями и укрытыми брезентом; цельными и без брезента их стали отправлять только с переходом на выпуск семейства 737NG. Обычно один состав везет 3-4 фюзеляжа, максимальное возможное количество – 6. За длинными фюзеляжами (738, 739) цепляют еще одну порожнюю платформу.

    В последнее время из-за кризиса перепроизводства 737 MAX фюзеляжи пока не везут, а складывают на парковке.

    (по материалу Frequent Flyers.ru)


  • Leave a Reply

    Related content
    No publications found
  • Login