Рынок сегодня динамично меняется

Рынок сегодня динамично меняется

  • Продолжаем серию интервью участников российского транспортно-логистического рынка о том, как развивается в новых условиях отрасль автомобильных перевозок. О трендах, вызовах, проблемах и решениях рассказывает Григорий Григорьев, генеральный директор Novelco.

    Григорий, каким был 2022 год для рынка автомобильных перевозок, что изменилось в сравнении с предыдущим годом?

    Рынок сегодня динамично меняетсяПолагаю, что изменения в сфере автомобильных перевозок стали следствием тех макроизменений в международной торговле, с которыми наша страна столкнулась в 2022 году. По итогам года объем импорта снизился на 16% в денежном выражении, количество товарных партий (ДТ) сократилось на 30% до 3,8 млн ДТ. Товарооборот с одним из основных европейских партнеров России – Германией – упал на 23%.

    Объем автомобильных грузоперевозок из ЕС сократился минимум на 20%. На это наложились сложности с прогнозированием и равномерностью загрузки транспорта, поскольку в 2022 году спрос на автоперевозки ежемесячно менялся в ответ на очередные санкционные ограничения или изменения в технологии перевозок, такие как перецепки, перегрузки и т.д.

    Какие факторы оказали наиболее существенное влияние на рынок автомобильных перевозок? Какие неординарные решения приходилось принимать, чтобы стабилизировать работу?

    Я бы выделил несколько факторов.

    Запрет российским и белорусским автоперевозчикам на работу в Европе

    Запрет на въезд российских и белорусских перевозчиков на территорию Евросоюза начал действовать с 8 апреля 2022 года. В ответ уже 16 апреля Белоруссия ввела ограничение на перемещение по своей территории фур, зарегистрированных в ЕС. С 10 октября встречные меры ввела и Россия.

    В то же время остался довольно большой перечень товаров, на которые санкции не распространяются. Также не ограничивается транзит иностранных фур через Калининградскую область.

    В результате, несмотря на существенное сокращение объема перевозок из Европы, нагрузка на таможенно-логистические терминалы на границе увеличилась. По нашим оценкам, в среднем перегрузка и ожидание на ТЛТ составляет 3-5 дней.

    Переориентация перевозчиков на другие рынки

    В ответ на все эти изменения и санкции российские автоперевозчики переориентировались на другие направления, в первую очередь, Турцию, Иран, Китай.

    Автомобильные перевозки из Китая до последнего времени наиболее сильно в сравнении другими видами доставки зависели от обстановки на пограничных переходах, очередей в Забайкальске и Казахстане. Значительно снижал пропускную способность пунктов пропуска действовавший до 16 января этого года режим перецепки на границе с Китаем. Полагаем, что с его отменой оборачиваемость машин увеличится, повысится конкурентоспособность автомобильных перевозок, а вслед за этим пойдут вниз и ставки.

    Турция активно использует свое положение как транзитного хаба. Объем перевозок через эту страну в направлении России существенно вырос. Российские перевозчики используют несколько автомобильных маршрутов – через Грузию, Азербайджан и Иран, а также паром через Новороссийск. Причем паромные перевозки гораздо привлекательнее, так как позволяют избежать длительных простоев и проблем с пересечением границы.

    Маршрут через Грузию самый сложный. Грузинские таможенные органы постоянно меняют требования к транзитным грузам, задерживают и даже разворачивают машины.

    Иран – пока совсем новое направление, изучается нашими перевозчиками.

    Рынок сегодня динамично меняется, и встроиться в него смогут те, кто будет внимательно отслеживать эти изменения и адаптироваться под них.

    Частичная мобилизация

    Объявление частичной мобилизации в конце сентября 2022 года особенно сильно ударило по сегменту логистики. Автоперевозчики столкнулись с дефицитом кадров. К сожалению, неопределенные критерии мобилизации не позволили работодателям решить эти проблемы.

    Отказ многих автопроизводителей от работы в России, прекращение поставок автозапчастей

    Парк грузовых автомобилей, используемых на международных направлениях, состоит в основном из машин европейских производителей – MAN, SCANIA, VOLVO, DAF и др. Сегодня эти компании отказываются от работы в России, налаженные поставки автозапчастей прекращены.

    Параллельный импорт лишь частично решил эту проблему. Поэтому автопредприятиям придется принимать стратегическое решение: отказываться от этих машин в пользу, например, китайских автопроизводителей или продолжать нести риски, связанные с повышенной стоимостью запчастей из-за нестабильных цепочек их поставок. Выбор очень непростой и не быстрый, так как основная часть автопарка у российских транспортно-логистических компаний находится в лизинге.

    Каков Ваш прогноз по развитию рынка автоперевозок в 2023 году? К чему нужно готовиться? Какие первоочередные задачи предстоит решить?

    Прогнозировать сейчас крайне сложно в силу высокой неопределенности происходящего. Однако можно обозначить некоторые тенденции развития рынка.

    В первую очередь, стоит отметить, что рынок как-то адаптировался к новым условиям, и заказчики готовы более тщательно выбирать маршруты и решения, предлагаемые логистическими операторами. Также мы считаем, что для повышения оборачиваемости транспорта будет расти спрос на сборные грузы. И это касается не только автоперевозок.

    Ставки, скорее всего, стабилизируются и будут колебаться вслед за сезонными изменениями спроса.

    Рынку еще предстоит определить, какие из этих решений приживутся, а какие – нет. Но в целом в 2023 году будет происходить дальнейшее оформление логистического рынка в уже сложившихся условиях.

    Фото: Novelco

    Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    13.11.2023
    Вот уже несколько лет экспертный центр «Опасник» проводит онлайн- и офлайн-мероприятия, посвященные разным аспектам […]
    12.01.2023
    В этом году появятся новые маршруты из Китая в Россию, а также вырастет объем перевозок через Новороссийск и Санкт-Петербург, сильно просевший в ушедшем году
    22.08.2023
    EBITDA за первое полугодие – 200 тыс. евро, чистый убыток – 3,1 млн
    07.03.2023
    Резидент портовой особой экономической зоны (ОЭЗ) Каспийского кластера ООО «ПЛК «Каспий» и крупнейший иранский […]
    21.08.2023
    По данным Евростата, объем грузовых автоперевозок между Россией и Евросоюзом в январе-июне 2023 года […]
    21.12.2023
    Чтобы избежать атак йеменских хуситов в Красном море, порядка 120 контейнеровозов суммарной вместимостью 700 […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.