«Верных решений и скорейшего восстановления экономических показателей»

«Верных решений и скорейшего восстановления экономических показателей»

  • На вопросы SeaNews о том, как сказались санкции и регуляторные ограничения со стороны «коллективного Запада» на таможенном бизнесе, отвечает Иван Ишанов, руководитель центра таможенного оформления компании Barrus Projects.

    «Верных решений и скорейшего восстановления экономических показателей»Иван, 2022 год запомнился для бизнеса беспрецедентным давлением со стороны европейских стран, как санкционным, так и в плане таможенных и иных проверок. Как реагировали на эти действия участники ВЭД, как менялось законодательство?

    Принятые санкции создавали колебания на рынке, вызванные срочными закрытиями контрактов участников ВЭД по санкционным товарам до вступления в силу в ЕС санкций против России

    , сопряжённые с трудностями организации логистики и с последующими провалами по объемам поставок в РФ. Введенные запреты в ЕС и уход иностранных компаний с рынка РФ создали импульс для поиска новых поставщиков и разработки новых схем в логистике, что потребовало от бизнеса много времени и финансовых затрат и, как следствие, трудозатрат, связанных с непониманием спроса и репутации новых товаров на рынке. Эти трудности необходимо было решать в условиях кризиса в короткий срок (от одного до трех месяцев). Участники ВЭД получили поддержку государства, были ускорены темпы внесения изменений в сфере таможенного законодательства и международных отношений. Принимаемые меры в лице бизнеса и Правительства РФ позволили создать условия для восстановления объёмов поставки иностранных товаров уже в 3 квартале 2022 г., исключения остановки производств в различных отраслях экономики, сохранения рабочих мест в различных сферах торговли и услуг.

    Какие основные изменения произошли в законодательстве, регулирующем ВЭД?

    Изменения происходили не только в части импортных товаров, но и экспорта.

    Главная мера, которую приняло правительство РФ, — это запрет на вывоз критически важных для России иностранных товаров, оборудования и технологий. Для этого выпустили три важных постановления: №№ 311, 312 и 313, они утверждают перечень товаров, которые запрещено вывозить из страны или на экспорт которых есть ограничения. Запрет на вывоз касается любой таможенной процедуры: экспорта, временного вывоза, возврата после временного ввоза в РФ и транзита по ее территории.

    Еще одна мера, которую приняли как способ повышения устойчивости российской экономики, — это обнуление ставок ввозных таможенных пошлин. Ранее ввозные пошлины на некоторые товары были от 3% до 7%, сейчас они стали нулевыми. Нулевые ставки установлены на 446 товаров.

    Скорее всего, это только первый перечень товаров, которые освободили от пошлин, — возможно, будут и другие.

    Есть и меры нетарифного регулирования, которые могут поддержать российских импортеров. 15 марта 2022 было принято постановление об автоматическом продлении и упрощенном оформлении сертификатов и деклараций соответствия в 2022 году.

    Расскажу, какие процедуры упростили.

    Маркировка ЕАС. Ранее импортер был обязан маркировать товары еще до их ввоза на таможенную территорию РФ. С 2022 года можно ввезти на территорию России немаркированный товар, растаможить его, и уже только потом самостоятельно промаркировать товар на своем складе.

    Переоценка соответствия сертифицированной продукции. Сертификаты соответствия должны проходить переоценку каждый год — это нужно, чтобы каждый год актуализировать данные о безопасности продукции и следить за добросовестностью поставщика. Для этого орган по сертификации изучал документы на товар, предоставленные импортером, или оценивал товар по видеосвязи.

    По плану, переоценка должна делаться каждый год, но сейчас ее перенесли на шесть месяцев. Особенно это актуально для держателей сертификатов соответствия на товары, произведенные в Китае. Из-за локдауна в отдельных городах Китая и санкций сейчас практически невозможно организовать приезд эксперта на производство в Китай.

    Сроки действия документов о соответствии. Декларации и сертификаты соответствия, срок действия которых заканчивается в период с 25 марта по 1 сентября 2022 года, будут действовать еще 12 месяцев.

    Получение декларации соответствия вместо сертификата. Подтвердить, что ввозимый товар соответствует требованиям, можно несколькими способами: какую-то продукцию нужно сертифицировать, а для какой-то достаточно декларации о соответствии. Сертифицировать товар дороже, чем оформлять декларацию.

    Новые правила временно разрешают импортерам оформлять на партию товара декларацию соответствия вместо сертификата, причем это можно сделать и самостоятельно.

    В 2022 году был легализован параллельный импорт продукции. Расскажите более подробно об этом механизме, чем параллельный импорт отличается от контрафакта?

    Простыми словами, параллельный импорт – это ввоз в Россию оригинальных зарубежных товаров без согласия правообладателей. По новым правилам нарушением закона он не считается.

    Смысл параллельного импорта заключается в том, чтобы привезти в страну продукцию, которую невозможно заменить российскими аналогами.

    Речь идёт о товарах, на которые нанесён зарегистрированный товарный знак, или если они сами по себе являются результатом интеллектуальной деятельности. Предполагается, что их ввозят «параллельно» обычному импорту через другие страны и третьих лиц (дилеров, уполномоченных правообладателей).

    Раньше владелец бренда мог полностью запретить продажу своих товаров в России. Но он не может запретить своим клиентам перепродавать товар российским компаниям. Теперь поставлять такие товары в Россию можно на законных основаниях.

    Товары, ввезённые по такой схеме, не считаются контрафактом, если это не подделка. Они сделаны официальным производителем, только правообладатель не разрешал ввозить их в Россию. Импортёра и продавца таких товаров нельзя привлечь к ответственности за реализацию контрафактной продукции.

    Иван, а как сейчас проходит обязательная маркировка товара «Честным знаком»?

    В контексте реализации государственной политики по защите потребителей от фальсификата система маркировки «Честный знак» в 2022 году продолжала развиваться.

    Первые товары получили свои индивидуальные коды ещё в 2016 году. С тех пор ежегодно к системе добавляются всё новые товарные категории.

    Прежде всего, следует сказать, что процесс маркировки представляет собой нанесение кода DataMatrix на каждую единицу продукции. Делать это обязаны производители и импортеры до введения товаров в оборот, следовательно, до помещения товара под процедуру выпуска в свободное обращение (импорт).

    Нужно отметить, что послаблений в обязательствах нанесения маркировки не вводились. Участники ВЭД при импорте таких товаров активно прорабатывали решения по переносу маркировки товаров как по параллельному импорту, так и по прямым поставкам на территорию РФ, избегая отказов в маркировки в странах ЕС. Описанные обстоятельства в 2022 году создали сложную задачу для импортёров, так как таможенные склады и склады временного хранения при таможенных органах не готовы были оперативно маркировать нужный объем товаров в сжатые сроки. Для многих импортеров маркировка DataMatrix каждой единицы продукции стала недешевым и долгим мероприятием.

    Учитывая разные стороны проблемы маркировки, нужно понимать всю важность её развития и контроля на уровне государства. У ряда наших клиентов тоже возникла потребность маркировки товаров DataMatrix, которую мы смогли решить системно с возможностью маркировки более 4000 единиц товара в сутки на таможенных складах наших партнёров в Смоленской и Московской области и в Краснодарском крае, с минимизацией затрат. Разработанные комплексные решения маркировки с сервисом, включающим заявление процедуры «таможенный склад», сортировку товара по артикулам, физическое нанесение DataMatrix, формирование партий под выпуск в свободное обращение и распределение товаров с логистикой до складов и магазинов клиента, позволили сохранить стоимость товара на прежнем уровне, исключив удорожание на дополнительных операциях на таможенных терминалах, и обеспечить бесперебойную поставку сезонных товаров в магазины. Полученный опыт доказывает, что решения есть, главное – скооперироваться с привлечением профессиональных таможенных представителей и таможенных терминалов.

    Учитывая, что было много изменений в законодательстве, возникает вопрос: как осуществляется информирование об этих изменениях участников рынка?

    В потоке всех изменений таможенной и околотаможенной инфраструктуре, которая обеспечивает применение принятых законодательных норм, важно было перестроиться и правильно адаптироваться. Большая работа была проделана на уровне ФТС и региональных таможенных управлений, РЭЦ, ТПП, различными министерствами и т.д., которые организовывали круглые столы и обсуждение всех нормативных изменений и их применения в условиях отсутствия практики и регламентов.

    Немалую роль в этом процессе играют и таможенные представители, обеспечивающие постоянную коммуникацию между таможенными органами и участниками ВЭД, прорабатывая на профессиональном уровне все изменения и проводя согласование контрактов, кодировку товаров, подготовку справок и разъяснений для участников ВЭД в условиях многоуровневых рисков и запретов.

    Иван, а какие прогнозы Вы можете дать на 2023 год?

    Объявленные странами «коллективного Запада» в феврале 2022 года санкционные ограничения носят беспрецедентный характер. По оценкам Минэкономразвития РФ, введенные ограничения уже коснулись 20% совокупного объема экспорта России и порядка 10% импорта. Также необходимо подчеркнуть, что на долю недружественных стран ранее приходилось более половины внешнеторгового оборота, что может иметь своим следствием увеличение негативного воздействия от введения новых санкций.

    При этом реальное развитие ситуации оказалось менее драматичным, чем прогнозировалось в начале санкционного давления. Так, председатель Банка России Э.С.Набиуллина отметила, что после февраля 2022 года, в результате эскалации санкций произошел резкий спад импорта, однако уже летом обозначилась коррекционная тенденция на повышение объемов ввоза продукции. Она подчеркнула, что, пока не наблюдается признаков восстановления импорта промежуточных и инвестиционных товаров (на их долю в 2020 году приходилось 41,9% и 25,3% соответственно), а рост прежде всего связан с увеличением импорта потребительских товаров в основном благодаря налаживанию новых маршрутов поставок (на эту группу продукции по итогам 2020 года приходилось 32,8% в совокупном ввозе товаров). Спад же экспортной выручки по итогам 2022 года ожидается незначительный, что связано прежде всего с перераспределением объемов его нефтяной составляющей на новые рынки, а также ростом цен на энергоносители. Отмечу, что по таким товарам как удобрения, сельскохозяйственная продукция и т.д. будет сохраняться мировой спрос на экспорт из России, несмотря на вводимые ограничения со стороны недружественных стран.

    Представляется, что стратегия «поворота на Восток» будет развиваться как на уровне государства, так и на уровне бизнеса. Данная стратегия способна решить ряд масштабных задач по развитию соответствующих логистических коридоров. Отмечалось, что до 2022 года около 80% товаров, импортируемых торговыми сетями и отечественными предприятиями, ввозилось через западную границу, а через восточную – всего порядка 16%. При этом значительная часть потока товаров с востока завозилась также через западную границу. Ценообразование грузоперевозок было устроено таким образом, что груз, например, из Китая в Россию было экономичнее завозить транзитом через европейские хабы, а далее, например, через Санкт-Петербург. Соответствующим образом выстраивалась и логистическая инфраструктура, которая в 2023 году будет получать развитие через порты Дальнего Востока и Юга РФ.

    В итоге 2022 год открыл ворота к освоению новых рынков и международных связей, которые будут в 2023 активно развиваться и обеспечивать общественный спрос на новые товары, что повлечет за собой восстановление экономических показателей бизнеса и рост экономики. Данный этап сложный для всех отраслей экономики, но важный для восстановления страны.

    В заключении желаю всем верных решений и скорейшего восстановления экономических показателей!

    Фото: Barrus Projects

    Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции


  • Статистика всех портов и стивидоров России


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    18.01.2023
    Россия на 6 месте среди импортеров СПГ
    11.01.2023
    Товаропоток из Китая в 2023 году продолжит свой рост по всем видам транспорта в двухзначных процентных темпах
    27.01.2023
    По данным Евростата, объем грузовых авиаперевозок между Россией и Евросоюзом в январе-ноябре 2022 года […]
    09.01.2023
    Японская судоходная компания Mitsui O.S.K. Lines (MOL) намерена продолжать сотрудничество с Россией, в частности, […]
    30.01.2023
    При более позитивном сценарии логистика адаптируется к работе на рынках Китая, Пакистана, Индии, Турции, Ирана.
    31.01.2023
    В регионе деятельности Шушарского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни наблюдается значительный рост импортных поставок из […]


  •  



  • статистика таможни




  • Войти