СП выявила нарушения при строительстве дорог транспортного коридора Европа – Западный Китай

СП выявила нарушения при строительстве дорог транспортного коридора Европа – Западный Китай

  • Финансирование мероприятий федерального проекта «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа – Западный Китай» в 2020 и 2021 годах шло опережающими темпами. Так, на строительство скоростной автодороги Москва – Нижний Новгород – Казань (М-12) было направлено 91,5 млрд рублей (по состоянию на 1 октября 2021 года), в том числе в 2021 году — 66 млрд рублей, или 68% предусмотренного годового финансирования, сообщает пресс-служба Счетной палаты.

    «Опережающее финансирование позволило ГК «Автодор» заключить договоры по всем этапам проектирования и строительства. Однако, как мы уже отмечали по результатам предыдущих проверок, подтвердить предусмотренный федеральным проектом объем финансовых вложений в строительство М-12 не представляется возможным в связи с отсутствием положительных заключений госэкспертизы на проектную документацию, в том числе из-за несоблюдения сроков ее разработки», – сообщил по итогам проверки аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.

    Согласно плану федерального проекта, Автодор должен был получить заключения госэкспертизы до 30 сентября 2021 года. Но на 1 октября они отсутствовали. При этом подрядчикам были выплачены авансы на подготовку территории и закупку основных материалов общей суммой 72,3 млрд рублей.

    Всего без положительных заключений госэкспертизы Автодор заключил десять договоров на выполнение работ по проектированию и строительству девяти участков М-12 «под ключ» на сумму 572,8 млрд рублей. Финансирование указанных работ предусмотрено за счет субсидий из федерального бюджета. Начальную (максимальную) цену госкомпания определила расчетно, без технологического и ценового аудита обоснования инвестиций. Причина такой ситуации – нормативная неурегулированность.

    «В соответствии с действующим Порядком заключения контрактов, предметом которых одновременно является выполнение работ по проектированию и строительству, начальная цена определяется только после получения заключения о результатах технологического и ценового аудита обоснования вкладываемых в проект инвестиций. Однако положения этого Порядка не применимы к Госкомпании, которая осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. В связи с этим Счетная палата предлагает внести изменение в указанный Порядок и распространить его требования на юридические лица, осуществляющие закупки за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ», – сказал В.Богомолов.

    Также Счетная палата предлагает уточнить сроки резервирования земель в зонах размещения автомобильных дорог федерального значения и установить их с момента утверждения документации по планировке территории (ДПТ). Сейчас такая норма отсутствует, что может привести к увеличению расходов федерального бюджета на строительство М-12.

    «На 1 октября 2020 года Автодор изъял 3 773 земельных участка площадью 6 797 гектаров или 80% общей площади изъятия. При этом зарезервированы были только участки первого этапа строительства М-12, а всего их восемь. Отсутствие резервирования привело к тому, что уже после утверждения документов по планировке территорий ряду организаций были выданы лицензии на добычу полезных ископаемых на участках, предназначенных под размещение автодороги. В результате в адрес госкомпании предъявлена упущенная выгода на сумму 446 млн рублей, что свидетельствует о рисках увеличения расходов федерального бюджета», – констатировал В.Богомолов.

    Проверка также выявила неправомерную компенсацию при изъятии недвижимости. Так, правообладатель получил за изъятие у него земельного участка 4,9 млн руб., включая компенсацию рыночной стоимости жилого дома (3,7 млн рублей). При этом проверка показала, что указанный земельный участок отнесен в ЕГРН к землям сельхозназначения, на которых запрещено строительство жилых домов. Таким образом, компенсация рыночной стоимости дома Земельным кодексом не предусмотрена, а полученная выплата (3,7 млн рублей) свидетельствует о причинении ущерба федеральному бюджету. По этому факту контрольное ведомство направило обращение в Генпрокуратуру.

    Кроме того, Счетная палата указала на недостатки разработанной проектной документации по М-12, в том числе на нехватку транспортных развязок. «Проектная документация предусматривает транспортные развязки только по границам этапов. При этом на пересечении с автомобильными дорогами регионального значения, а также на разворот развязки не планируются. При этом протяженность этапов достигает до 124 км. Поэтому для обеспечения связанности территорий Владимирской, Нижегородской областей и Чувашской Республики мы предложили Госкомпании «Автодор» рассмотреть вопрос о строительстве дополнительных транспортных развязок», – отметил аудитор.

    Присутствовавшие на коллегии представители Минтранса и Автодора с выводами Счетной палаты согласились.

    «Практически по всем этапам уже получены положительные заключения. Мы рассмотрим вопрос установки срока резервирования земель, принимая во внимание необходимость всесторонней проработки и согласования с межведомственным взаимодействием», – сказал замминистра транспорта Андрей Костюк.

    Фото: Автодор


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    14.01.2022
    12 января из хошуна Урад-Хоуци (прим. SeaNews: хошун – административно-территориальная единица в автономном районе […]
    06.04.2022
    Москва выступит заказчиком грузовых авиаперевозок на 9,5 млрд рублей. Организация регулярных грузоперевозок в Москву […]
    14.04.2022
    6 апреля из северокитайского города Чифэн отправился контейнерный поезд Китай – Европа.
    06.05.2022
    Почта России совместно с Почтой Китая запустила регулярные прямые рейсы на собственных магистральных грузовых […]
    25.01.2022
    Потенциал российских ВВП в полном объеме не используется
    10.01.2022
    Регулярным поездом FESCO


  •  




  • Войти