Про контейнерный сервис по Севморпути

Про контейнерный сервис по Севморпути

  • Идея организовать контейнерные перевозки по Северному морскому пути обсуждается с той или иной степенью конкретики не первый год. И тестовые перевозки по СМП контейнеровозами ледового класса предпринимались. Однако прозвучавшее на Восточном экономическом форуме из уст президента заявление впервые содержало реальную дату: «Нужно рассмотреть возможность уже со следующего года открыть первые регулярные рейсы по перевозке грузов, в том числе контейнеров, между Владивостоком и Санкт-Петербургом, чтобы, что называется, обкатать маршрут, сформировать его грузовую базу», – сказал В.Путин. SeaNews попросил участников логистического рынка оценить реальность сроков, возможную грузовую базу, а также преимущества и риски такого сервиса.

    Инфраструктура и сроки

    Ледоколов для обеспечения регулярного сервиса по СМП хватит, считают опрошенные нами эксперты. Препятствиями с точки зрения инфраструктуры будут скорее нехватка контейнеровозов ледового класса и недостаточные портовые мощности на Дальнем Востоке.

    Про контейнерный сервис по Севморпути«Насколько мне известно, ледокольный флот внушительный, и много судов уже находятся на этапе строительства, – говорит Анатолий Бутурлин, экспедитор отдела контейнерных перевозок группы компаний AsstrA. – По данным Российского морского регистра судоходства, на текущий момент около 20 ледоколов пригодны к выполнению ледокольных операций в арктических морях круглогодично при толщине льда до 2 метров и около 10 ― при толщине льда до 4 метров. При максимальной скорости судна в 15 узлов транзитное время из Владивостока в Санкт-Петербург будет составлять 21 день. При идеальных условиях даже 6 ледоколов хватит для обеспечения еженедельного линейного сервиса по проводке караванов судов по Северному морскому пути, по крайней мере в летний период. Однако если торговое судно не обладает ледовым классом, его нельзя допускать к движению по СМП, поэтому основные сложности при формировании стабильного сервиса создает скорее дефицит контейнеровозов. Для полноценного начала коммерческих перевозок скорее потребуются новые контейнеровозы ледового класса».

    «Обеспечение регулярности данного сервиса зависит прежде всего от мощностей портов, ледокольной проводки и глубины проходных каналов, – считает менеджер по продажам логистической компании «ДАКСЕР» Роман Трубников. – На данный момент мы видим, что актуальность перевозок по Северному морскому пути возрастает ввиду роста тарифов на контейнерные отправки. Однако загруженность контейнерных терминалов Дальнего Востока сейчас не позволяет оперативно организовать такой сервис. Если для развития этого проекта будут выделены новые портовые мощности (терминалы, краны, ледоколы и человеческие ресурсы), то запустить его будет возможно уже в следующем году».

    А.Бутурлин не столь уверен насчет следующего года: «Обеспечить регулярный контейнерный сервис на данный момент затруднительно. Даже в случае, если инициатива будет заявлена на правительственном уровне, пройдет несколько лет, прежде чем он заработает надежно. В первую очередь, – повторяет он, – сложности вызваны тем, что для коммерчески выгодной перевозки контейнеров нужны специализированные суда — контейнеровозы. У подавляющего большинства имеющихся судов нет необходимого ледового класса для работы на СМП».

    СМП или Транссиб?

    Про контейнерный сервис по Севморпути

    Отвечая на вопрос, чем Севморпуть лучше Транссиба и не дешевле ли было бы и для государства, и для конечных потребителей использовать железнодорожный маршрут, собеседники SeaNews указывают на ограниченную пропускную способность магистрали.

    «У Транссибирской магистрали ограниченный ресурс: дорога одна и по ней невозможно пустить большое количество составов. А прямые контейнерные поезда из Китая прежде всего ориентированы на восточный и центральный регионы Европы (Германию, Польшу, Республику Беларусь и т.д.). Поэтому в СМП могут быть также заинтересованы страны Северной Европы – Финляндия, Норвегия и Швеция», – считает Р.Трубников.

    Преимущество СМП в том, что он является еще одной альтернативой перевозки грузов из Азии в Европу не через Африку. Это делает его прямым конкурентом отправкам через Суэцкий канал, – говорит А.Бутурлин. – Если бы была возможность увеличить количество поездов, их бы уже ввели, так как спрос довольно высокий». По его словам, некоторые контейнеры ожидают своей очереди на отправку около месяца, тогда как ровно год назад средний срок ожидания отгрузки составлял трое суток, а ожидание более 7 дней считалось недопустимой задержкой.

    Рубль – перевоз

    Что касается стоимости доставки по СМП, то, признает Р.Трубников, стоимость ледокольной проводки негативно повлияет на тарифы перевозок по СМП. «Однако при текущей ситуации с высокими ставками фрахта и большим транзитным сроком данный сервис может быть актуален для грузовладельцев. Но он будет дороже из-за непростых климатических условий».

    По мнению А.Бутурлина, к моменту полноценного запуска маршрута по СМП стоимость перевозки будет примерно на уровне прочих альтернатив – либо у него будут плюсы, компенсирующие стоимость. «Вполне допускаю, что в целях развития Северного морского пути ОАО «РЖД» увеличит провозные тарифы, услуги же ледокольного флота будут, наоборот, субсидироваться», – предположил он.

    Грузовая база и риски

    По словам Р.Трубникова, товарная база для маршрута по СМП может быть сформирована из всех видов грузов за исключением тех, для которых нежелательно воздействие низких температур ― это косметика, электроника и другие. В контейнерах могут идти, например, оборудование и товары народного потребления, перевозка которых не требует особого температурного контроля, уточнил А.Бутурлин

    В обратном направлении по СМП может идти сырьё, а также грузы из Европы в Азию и порожние контейнеры. «БОльшая часть стоимости возврата порожнего контейнера, – напомнил А.Бутурлин, – сейчас заложена в импортную часть перевозки».

    Риски маршрута, по оценке Р.Трубникова, связаны прежде всего с непредсказуемостью климатических условий. «Перевозка товаров, которые могут стать некондиционными ввиду воздействия низких температур, должна будет осуществляться в рефрижераторных контейнерах», – отметил он.

    «Скорее всего, в летний период будет возможна перевозка грузов, не боящихся небольших минусовых температур. В зимний — только самые морозостойкие, – говорит А.Бутурлин. – Если же использовать рефрижераторные контейнеры, то по этому маршруту можно будет перевозить большинство видов товаров круглогодично».

    Еще один фактор риска, который выделил А.Бутурлин, – это задержки судов, которые связаны с нюансами ледокольного сопровождения.

    «Если у нашей компании появится возможность предложить перевозку грузов заказчиков через СМП в сухих контейнерах, то мы всегда будем запрашивать подтверждение того, что они понимают риски, связанные с температурным режимом в пути следования груза и согласны на отправку по данному маршруту», – подчеркнул он.

    «Тем не менее, – считает А.Бутурлин, – сейчас один из лучших периодов для развития Северного морского пути, даже несмотря на очевидные недостатки. Если он поможет разгрузить Транссиб хотя бы частично, это должно благоприятно сказаться на логистике на Дальнем Востоке РФ».

    Фото: www.nsra.ru

    Мнение экспертов может не совпадать с позицией редакции

     


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    18.06.2021
    «Рускон», входящий в состав группу компаний «Дело», в первой декаде июня 2021 года завершил […]
    30.09.2021
    28 сентября Коллегия Евразийской экономической комиссии ЕЭК) приняла решение направить в государства Евразийского экономического […]
    12.03.2021
    На полуострове Назимова в Приморье планируется строительство рыбного агрологистического комплекса. В нем будут сосредоточены […]
    16.11.2021
    Транспортная группа FESCO, Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики и руководство Забайкальского края […]
    02.02.2021
    В акваторию морского порта Восточный буксирами с шельфа острова Сахалин доставлены две полупогружные плавучие […]
    02.09.2021
    В июле 2021 года контейнерооборот портов Азово-Черноморского бассейна увеличился на 26% относительно показателя аналогичного месяца 2020 года.


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.