Нужно ли торопиться с морскими беспилотниками

Нужно ли торопиться с морскими беспилотниками

  • Своим мнением о перспективах внедрения в реальную практику безэкипажных судов с SeaNews поделился Алексей Антоненко, директор по развитию бизнеса Orange Business Services в России и СНГ.

    Пугать людей летучими голландцами, которые бороздят просторы мирового океана без команд, пока рано. Есть, как минимум, две причины, по которым этого не случится завтра или даже через пару лет. Первая – к запуску безэкипажных судов не готово международное законодательство. Вторая – судовладельцам пока еще экономически выгоднее держать на судне команду людей.

    Нужно ли торопиться с морскими беспилотникамиТенденция очевидна: все технологически развитые страны, обладающие значительным морским флотом, оценивают перспективы перехода к безэкипажным судам. И Россия – не исключение, еще осенью 2020 года в стране был запущен эксперимент по внедрению «беспилотного» судовождения, который продлится до 2026 года, началась работа над созданием технологической единой платформы безэкипажного управления судами, которую смогут использовать все участники проекта.

    Полный переход к роботизированному судоходству произойдет не раньше, чем будет кардинально изменены отраслевые регламенты. Пока морское законодательство не предусматривает использования безэкипажных судов, процесс его обновления займет не менее десяти лет. И это касается не только нахождения парохода в нейтральных водах, но и процедуры таможенного досмотра.

    Отрасль жестко зарегламентирована, прописано все до мелочей, в том числе и судовые роли. Пароход не может выйти в море с неукомплектованной командой. Сейчас нельзя просто взять и заменить старпома или стармеха искусственным интеллектом. Что касается капитана, то он вообще фигура символическая. На военных судах командир корабля представляет государство и обладает всей полнотой власти, на гражданских – капитан также полномочный представитель судовладельца.

    И, конечно, нужно понимать, что флот – консервативная сфера, трансформация которой потребует значительных изменений в сознании отраслевой элиты. Модернизация должна происходить постепенно. Современные суда уже в значительной степени автоматизированы, однако пока роль технического персонала высока. Команда в плавании существует автономно, а, значит, нужны повара, медики. Соответственно, значительно сократить количество обслуживающего персонала можно только, минимизировав штат специалистов.

    Но даже и после полной автоматизации судна на борту еще долгое время будут находиться люди, контролирующие работу электроники, которые способны в экстренной ситуации взять управление на себя или устранить неисправность. Так что говорить о полностью «безлюдных» судах можно, только имея в виду далекую перспективу.

    Есть и еще одна веская причина, почему быстрого перехода к безэкипажному судовождению не стоит ожидать. Срок службы круизного лайнера, танкера, контейнеровоза или сухогруза – 18-30 лет в зависимости от класса и водоизмещения. По факту же эксплуатируются они обычно значительно дольше. То есть существенная часть мирового флота построена еще в XX веке и не может быть оперативно заменена или модернизирована в морских роботов. Суда – очень дорогие игрушки, поэтому кардинальная смена технологий в этой отрасли идет медленно.

    Использование полностью безэкипажных технологий на море пока экономически необоснованно. Запустив плавучего робота, судовладелец должен быть уверен, что пароход не «замрет» где-нибудь в нейтральных водах Тихого или Атлантического океана. Даже лишние три-четыре часа простоя могут обернуться большими расходами, которые невозможно будет покрыть за счет экономии на найме экипажа. А ведь есть еще инвестиции непосредственно в судовое оборудование: в автоматизированные системы, оснащение бесперебойными каналами обмена данных для дистанционного мониторинга и управления. В результате судовладельцы пока заняли выжидательную позицию и следят за развитием безэкипажных технологий.

    Крупные судоходные компании, конечно, хотят запустить беспилотные грузоперевозки, свидетельство тому – множество заявленных проектов. Например, в конце 2020 года был передан заказчику для ходовых испытаний норвежский автономный контейнеровоз «Yara Birkeland». Компания Rolls-Royce Commercial Marine, купленная весной 2019 года Kongsberg Maritime, в 2018 году запустила беспилотный паром недалеко от города Турку (Финляндия). Южнокорейские гиганты Samsung Heavy Industries и SK Telecom объявили об успешном тестировании платформы автономной и дистанционной навигации, использующей технологию 5G. Однако все это пока «пилоты», и говорить о полной цифровой трансформации судоходства рано.

    Фото: Доброфлот

    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    15.04.2021
    Институт океанографии Шанхайского университета Джао Тонг разработал гибридный беспилотный летательный подводный аппарат, который может […]
    25.01.2021
    В начале января в Китае ввели в эксплуатацию громадный буй с 15-метровой платформой для […]
    05.07.2021
    В рамках четвертого этапа развития глубоководного порта Яншань в Шанхае, крупнейшего в мире автоматизированного […]
    17.02.2021
    Грунтоотвозная шаланда «Рабочая» ФГУП «Росморпорт» впервые совершила рейс в автоматическом режиме под контролем экипажа.  […]
    03.08.2021
    Администрация порта Роттердам, Koole Terminals, Chiyoda Corporation и Mitsubishi Corporation подписали соглашение о проведении совместного […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.