Поморские традиции арктического строительства

Поморские традиции арктического строительства

  • Мнение о том, что все новое – это хорошо забытое старое, находит подтверждение при изучении арктических технологий. Многие современные принципы строительства жилья, использования теплоизолирующих материалов и даже транспортировки по морю модульных конструкций были придуманы северными русскими мореходами сотни лет назад.

    Мнение о том, что все новое – это хорошо забытое старое, находит подтверждение при изучении арктических технологий. Многие современные принципы строительства жилья, использования теплоизолирующих материалов и даже транспортировки по морю модульных конструкций были придуманы северными русскими мореходами сотни лет назад.

    Без единого гвоздя

    Строительство объектов в Арктике чаще всего производится по принципу сборки модульных конструкций, когда элементы здания привозят на место в готовом виде и собирают вместе. Модульное деревянное домостроение еще в средние века освоили русские поморы. Традиционная поморская культура освоения Арктики основана на сезонных промыслах морского зверя и рыбы. Огромных домов, которые можно увидеть на материке в северных деревнях, на местах промыслов не строили. Самым удобным видом жилья для сезонного пребывания в поморских становищах были небольшие модульные деревянные конструкции.

    Поморские традиции арктического строительстваАртель поморских охотников на моржа состояла примерно из двух десятков промышленников. На арктических островах такая артель селилась в нескольких модульных домах, объединенных под общим названием становища. Базовый дом-модуль становища назывался станом. Он строился в месте, где оставались на зимовку морские суда. Стан состоял из трех частей: большого жилого помещения с печью, сеней и бани.

    Постоянно в базовом модуле жили только глава артели и его помощники. Остальные промысловики делились на мелкие группы и расселялись на расстоянии 20–30 километров от базового стана в маленьких домиках, которые называли станками. Каждый станок состоял из жилого помещения (горницы) и сеней. Для хранения добычи использовались прочные деревянные амбары. Все эти помещения были модульными и возводились из деревянных деталей без единого железного гвоздя. При необходимости станки можно было разобрать и перенести в другое место.

    По такому же принципу поморы строили и арктические суда. Средневековая русская лодья – это деревянный конструктор, в котором детали соединялись не гвоздями, а корнями ели и можжевельника. В случае поломки мореходы вытаскивали судно на берег или на льдину, быстро расшивали его, вынимали сломанную деталь и заменяли на новую. На становищах в Арктике архангельские поморы нередко использовали для ремонта судов детали от оставленных на берегу сломанных лодий. Таким образом, лежащие около становищ останки лодок неоднократно спасали поморам жизнь. Именно этим объясняется широко распространенное поморское поверье, что нельзя рубить на дрова брошенные на берегу старые лодки.

    Главное – подготовка

    Так как на островах в Арктике нет лесов, древесину туда завозили по морю. В отличие от первых зарубежных первопроходцев высоких широт, обычно использовавших для строительства арктических баз выброшенные на берег стволы деревьев, русские промышленники предпочитали высококачественную, плотную, кондовую древесину из Архангельской губернии. Ствол конды (зрелой твердой прямоствольной сосны) насыщен смолой, предохраняющей дерево от гниения и влаги.

    Бревенчатые избы возводили сначала на материке из просушенного леса, обычно рядом с лодейными пристанями, чтобы не тратить время на перевозку по суше. Как тут не вспомнить современные порты, в которых производство модульных конструкций максимально приближено к причалам?

    Каждое подготовленное к транспортировке бревно, каждая доска представляли собой готовую, полностью обработанную деталь деревянного конструктора. Для удобства сборки все части разобранного бревенчатого модуля помечали цифрами и знаками. Затем избы разбирали, грузили на большие парусные суда и доставляли к местам зимовок на острова. Просушенная, обтесанная и обработанная древесина весила значительно меньше, чем сырые и необработанные бревна.

    Большой сруб поморской избы артель из семи человек могла полностью собрать менее чем за неделю. Построить аналогичное по размерам жилище из выброшенной на берег древесины было значительно сложнее, а качество такого жилья было хуже.

    Поморские традиции арктического строительстваТак, временное жилище голландского мореплавателя Виллема Баренца, который в 1596-1597 годах был вынужден остаться на зимовку на Новой Земле, было построено из найденной на берегу плавниковой древесины и деревянной обшивки судна. Работа оказалась трудной и долгой. В дневнике экспедиции записано: «На Новую Землю занесены были с другого берега моря деревья; мы перевозили их в санях на место, назначенное для постройки дома, дважды в день, с большими тягостями и трудностями, приблизительно за две мили расстояния, и это проделывали мы почти пятнадцать дней подряд».

    Эту постройку голландцы назвали «домом спасения», но от холода он спасал плохо. Насквозь промороженная плавниковая древесина в условиях Арктики не высыхает. Даже костер, сложенный из такой древесины, бывает невозможно зажечь. Жилые помещения из этого дерева тоже получаются холодными. Голландцы во время зимовки на Новой Земле жестоко страдали от холода и часто болели. Гибель нескольких членов команды, включая самого Виллема Баренца, является прямым следствием некачественно построенного жилья для арктической зимовки.

    Тепло и сухо

    Поморские деревянные жилые срубы были не только построены из хорошей древесины, но и плотно проконопачены мхом. Вместе с остальными материалами его завозили на арктические острова с материка, причем для разных работ использовали разные виды мха. В отличие от пакли и других материалов растительного происхождения, применяемых для утепления, только мох обладает выраженными бактерицидными свойствами. Благодаря этой особенности он отлично защищает пазы между венцами срубов от гниения.

    При строительстве жилья и бань всегда учитывали, что более плотная и менее подверженная разрушению древесина образуется на северной стороне растущего дерева. Поэтому, когда бревно клали в венец дома, всегда следили, чтобы плотная сторона бревна оказывалась снаружи помещения. Кроме того, торцы венцов обычно не отпиливали, а обрубали и затесывали топором. При такой обработке венцов поры дерева оказывались как бы закупоренными и защищенными от проникновения влаги.

    В условиях Арктики нельзя забывать о наличии вечной мерзлоты. Дома на севере редко ставят прямо на землю. Под многими избами зимовщики специально создавали теплоизолирующую подушку из стружек, причем не столько для того, чтобы защититься от холода с земли, сколько наоборот – защитить мерзлую землю от оттаивания и потери формы. Традиционная поморская изба имеет минимум два пола: так называемый «черный», ближайший к земле, и приподнятый над ним «белый пол». Пространство между ними заполняли утеплителем в виде опилок и стружек. Похожую технологию теплоизоляции используют и современные строители. Разница только в появлении новых теплоизолирующих стройматериалов.

    Эпоха деревянных модульных конструкций в Арктике закончилась в двадцатом веке. На смену бревенчатым срубам пришли конструкции из металла, пластика и композитных материалов. Однако древние поморские технологии строительства не забыты. Сегодня они оказались востребованы при строительстве православных храмов на российских базах в Арктике и даже в Антарктиде. Так, например, на острове Ватерлоо неподалеку от российской антарктической станции «Беллинсгаузен» стоит деревянный храм в честь Святой Троицы, построенный по отработанной веками технологии.

    Таким образом, поморские традиции арктического строительства не исчезли. Они обрели новую жизнь, связав воедино полюса Земли и став частью отечественной полярной истории.

    («Поморский коч», Ассоциация «Судостроительный кластер Архангельской области» и Фонд возрождения судостроения и арктического мореплавания)


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    11.08.2021
    Машиностроительная компания «Витязь», входящая в концерн «Уралвагонзавод» госкорпорации Ростех, передала военному ведомству партию двухзвенных […]
    04.02.2021
    Количество рабочих и техники, задействованных на строительстве Жатайской судоверфи, которая должна обеспечить судами арктические […]
    09.12.2021
    7 декабря на Самусьском судостроительно-ремонтном заводе состоялась церемония закладки партии из 10 морских барж, […]
    13.01.2021
    Korea Shipbuilding & Offshore Engineering Co заключила контракты на сумму $263 млн. (288 млрд […]
    26.01.2021
    Hyundai Mipo Dockyard Co. построит 2 танкера-химовоза для европейской компании. Как сообщает Yonhap, стоимость […]
    18.06.2021
    Южнокорейские верфи и судоходные компании рассчитывают в конце этого года получить несколько миллиардов долларов […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.