Единственный в России подводный железнодорожный тоннель

Единственный в России подводный железнодорожный тоннель

  • В Хабаровске есть уникальное инженерное сооружение. Здесь, под руслом реки Амур, проходит железнодорожный тоннель — единственный в России подводный тоннель, по которому идут железнодорожные пути. Количество подобных строений в мире можно пересчитать по пальцам, а если учесть, что он был построен более 75 лет назад, то Амурский тоннель является еще и долгожителем, ведь он активно используется до сих пор.

    Строительство подводных тоннелей, проходящих под руслом рек или акваторией озер, является сложной инженерной задачей, ведь гораздо проще построить традиционный мост через реку и проложить по нему железнодорожные пути. Поэтому для сооружения подобных проектов нужны веские причины, и в случае с Амурским тоннелем они были.

    Единственный в России подводный железнодорожный тоннельПроект подводного тоннеля под Амуром был разработан в 1937 году, и к его строительству приступили незамедлительно. На тот момент в Хабаровске уже был железнодорожный мост, но необходимость постройки, скрытой от посторонних глаз, и защищенной от ударов с воздуха железнодорожной переправы через Амур была обусловлена нестабильной военной обстановкой в регионе. После того, как в 1932 году империалистическая Япония захватила северо-восток Китая (территорию Маньчжурии), стало понятно, что на этом она не остановится, ее присутствие в регионе посчитали очень опасным для СССР.

    Амурский тоннель является частью Транссибирской железнодорожной магистрали — стратегического инфраструктурного объекта не только для Дальнего Востока, но и для всей Сибири. В момент строительства тоннель носил название «Стройка №4», а над его созданием трудились более 5 000 человек. Первый пробный прогон железнодорожного состава по Амурскому тоннелю состоялся 12 июля 1941 года — спустя 20 дней после начала Великой Отечественной войны. Именно с ее началом связано форсированное завершение строительства, ведь в условиях войны тоннель становился просто жизненно необходим.

    Этот однопутный железнодорожный тоннель имеет протяженность 7,2 километра, а диаметр его подводной части составляет  7,4 метра. Тоннель проходит на разной глубине и разделен на три участка: горный участок — на глубине более 50 метров, русловой участок, расположенный непосредственно под Амуром и проходящий на глубине 10-14 метров, и пойменная часть тоннеля, расположенная на уровне 7 метров под землей.

    Единственный в России подводный железнодорожный тоннельТоннель находился в эксплуатации с октября 1942 года, а после начала военных действий против японских оккупантов в Маньчжурии в конце Второй мировой войны интенсивность его эксплуатации увеличилась в разы.

    После капитуляции Японии и окончания Второй мировой войны тоннель перешел в категорию секретных стратегических объектов и был выведен из эксплуатации. Для перевозки грузов вполне хватало наземных железнодорожных путей. Но в 60-е годы, в связи с ростом грузоперевозок, его решили открыть для пропуска сначала грузовых составов, а позже и пассажирских.

    Сегодня Амурский тоннель также находится в активной эксплуатации, и планируются работы по его реконструкции.


  • Комментарии: 0

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    09.12.2020
    11 месяцев 2020 года
    25.03.2020
    CEO Hapaq-Lloyd Рольф Хаббен Янсен рассказал клиентам о работе компании в условиях вспышки коронавируса. […]
    17.12.2020
    12 декабря из китайского города Баодин в провинции Хэбэй отправился первый поезд в рамках […]
    08.10.2020
    АО «РЖД Логистика» совместно с ОТЛК ЕРА осуществили отправку первого полносоставного поезда с санкционным […]
    18.08.2020
    Глобальный аэрокосмический конгломерат VIMANA Global осуществляет развертывание собственной автономной цифровой аэросервисной инфраструктуры в труднодоступных […]
    07.12.2020
    Промышленные альпинисты в воскресенье 6 декабря завершили очистку вант и пилонов Русского моста, что […]
    25.09.2020
    АО «ОТЛК ЕРА», дочерняя компания ОАО «РЖД», и Belintertrans-Germany GmbH (BIT-Germany) реализуют совместный сквозной […]
    25.09.2020
    Строительство пунктов пропуска на границе России на Дальнем Востоке могут типизировать. Об этом заявил […]
    31.03.2020
    Китай заявил, что добыл рекордный объем «горящего льда» во время второй пробной разведки в […]
    10.04.2020
    В 2018 году Hyundai Heavy Industries принял в эксплуатацию плавучий подъемный кран «Hyundai-10000». Грузоподъемность […]
    23.06.2020
    Первые полносоставные контейнерные поезда начали курсировать между Китаем и Европой на регулярной основе в […]
    18.12.2020
    Сбербанк выступит финансовым партнёром концессии по созданию мостового перехода через реку Лена. Проект реализуется […]

  • Войти