Согласно проекту постановления правительства «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)»», государственное финансирование транспортных проектов в рамках ФЦП предлагается сократить на 10%. Общий объем финансирования откорректированной программы составит 10,7 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 4,7 млрд рублей, бюджетов субъектов Федерации – 3,3 млрд рублей, внебюджетных источников – 5,9 млрд рублей.
Морской транспорт
По подпрограмме «Морской транспорт» бюджетное финансирование сокращается на 27,4 млрд рублей, или на 10,5% от общего объема бюджетного финансирования.
В частности, ряд проектов предполагается исключить из программы:
- Развитие объектов инфраструктуры порта Кавказ – 2,5 млрд рублей;
- Реконструкция и строительство объектов морского порта Архангельск – 3,3 млрд рублей;
- Строительство первой очереди второго грузового района в морском порту Оля – 630 млн рублей;
- Строительство терминала по перевалке сжиженного газа в поселке Териберка – 2,4 млрд рублей;
- Реконструкция объектов федеральной собственности рыбохозяйственного комплекса в морском порту Невельск – 1,5 млрд рублей;
- Строительство лоцманских катеров ледового класса Ice3 – 461 млн рублей;
- Строительство многофункционального сборщика льяльных вод – 682 млн рублей; Строительство судна снабженца класса Arc7 – 1,1 млрд рублей;
- Строительство и реконструкция объектов берегового базирования Бассейнового аварийно-спасательного управления – 2 млрд рублей.
Сокращение бюджетного финансирования предусмотрено по проектам:
- Формирование акватории южной и северной частей морского торгового порта Усть-Луга, включая операционную акваторию контейнерного терминала, Ленинградская область – на 6,3 млрд рублей;
- Развитие морского торгового порта Усть-Луга – на 1,4 млрд рублей;
- Строительство систем управлением движения судов на подходах к морским портам Российской Федерации – на 945 млн рублей;
- Реконструкция систем управления движением судов на подходах к морским портам Российской Федерации – на 2,3 млрд рублей;
- Реконструкция объектов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности на подходах к морским портам Российской Федерации – на 315 млн рублей;
- Строительство объектов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности на подходах к морским портам РФ – на 400 млн рублей;
- Строительство спасательного катера-бонопостановщика – на 75 млн рублей;
- Строительство многофункционального буксира-спасателя мощностью 2,5-3 МВт – на 100 млн рублей;
- Строительство лоцмейстерских судов ледового класса Ice3 – на 232 млн рублей;
- Оснащение объектов морского транспорта инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности – на 601 млн рублей.
Кроме того, ввиду отсутствия заинтересованных частных инвесторов предлагается исключить из подпрограммы «Морской транспорт» строительство скоростных пассажирских судов (морское такси), автопассажирских паромов и пассажирских судов для Дальнего Востока и порта Сочи (все это предполагалось осуществить за счет внебюджетных источников).
Конкретно по проектам и причинам сокращения/перераспределения:
Северо-Запад
По проекту «Реконструкция Санкт-Петербургского морского канала. Подходной канал к многофункциональному морскому перегрузочному комплексу "Бронка". Акватория многофункционального морского перегрузочного комплекса "Бронка"» в связи с возможностью ускоренного ввода в эксплуатацию в сентябре 2015 года предлагается перераспределить средства по годам, увеличив финансирование объекта в 2015 году.
По проекту «Реконструкция объектов федеральной собственности в морском порту Санкт-Петербург. Строительство причального комплекса для отстоя ледокольного флота в морском порту Санкт-Петербург» в связи с банкротством ООО «Корпорация Инжтрансстрой» 08.05.2014 ФГУП «Росморпорт» было получено уведомление о расторжении контракта. Был проведен новый конкурс, на подписании госконтракт с ООО «Сочиморстрой».
Проект «Реконструкция и строительство объектов инфраструктуры в морском порту Архангельск» предлагается к исключению – в связи с отсутствием заинтересованных инвесторов и подтвержденной грузовой базы.
По проекту «Формирование акватории южной и северной частей морского торгового порта Усть-Луга, включая операционную акваторию контейнерного терминала, Ленинградская область» рассматривалось включить в третий этап развития терминала «Новая Гавань» в Вистино увеличение длины причала №1, дноуглубительные работы и строительство оградительного волнолома, однако, согласно пояснительной записки, корректировка проекта не выполнена, а оговоренное соглашением о намерениях увеличение грузооборота не обеспечено, поэтому «начинать строительство третьей очереди в данный момент нецелесообразно».
В рамках проекта «Развитие морского торгового порта Усть-Луга» строительство производственного здания морских служб в порту приостановлена до решения вопросов застройки административно-делового центра для размещения обслуживающих административных и других структур порта, подключения его объектов к внешним инженерным сетям и автомобильным дорогам. Предусмотренные средства предлагается перераспределить на другие объекты. Финансирование объектов «База обеспечивающего флота в МТП Усть-Луга» и «Портовое оградительное сооружение акватории южного района МТП Усть-Луга» запланировано под заключенные контракты.
Строительство терминала по перевалке сжиженного газа в Териберке планировалось в рамках освоения Штокмановского месторождения, однако на сегодня реализация проекта не осуществляется по инициативе частного инвестора. Средства федерального бюджета на этот проект, запланированные в ФЦП, предлагается перераспределить.
По проекту «Строительство и реконструкция объектов федеральной собственности в морском порту Мурманск, Мурманская область» (реконструкция здания морского вокзала) из-за того, что на проектную документацию получено отрицательного заключения Главгосэкспертизы, заложенные на проект средства предлагается перераспределить, вернув их в 2016 и 2017 году.
По проекту Строительство объектов морского порта в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе (объекты подготовительного периода) (строительство)» предлагается увеличить объемы финансирования в 2015-2017 годах, чтобы обеспечить своевременный ввод объектов федеральной собственности в эксплуатацию.
Проект «Строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград» (Международный морской терминал для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский, Калининградской области) включен в ФЦП Постановлением правительства от 27 сентября 2014 года № 990.
Юг
По проекту «Строительство терминала навалочных грузов в морском порту Тамань (внебюджетные источники)» (инвестор ООО «ОТЭКО-Портсервис») предлагается откорректировать программное мероприятия в части внебюджетных инвестиций и сроков реализации с учетом планов инвестора дополнительно построить причалы для перевалки минеральных удобрений мощностью 5 млн тонн.
В рамках проекта «Развитие объектов инфраструктуры морского порта Кавказ», предусматривающего строительство ро-ро терминала и подходного канала к нему в Керченском проливе в связи с изменением размерений расчетного судна, перспективного для работы на линиях порт Кавказ – порты Черного и Средиземного, а также с приведением документации в соответствии с требованиями ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности» увеличилась предполагаемая стоимость реализации проекта. Поэтому в настоящее время рассматривается реализация проекта за счет инвестора.
По проекту «Строительство объектов федеральной собственности морского торгового порта Оля» (создание береговой инфраструктуры для ремонта, снабжения и отстоя судов вспомогательного флота морского порта Оля, а также мелкого ремонта, бункеровки и снабжения продовольствием экипажей заходящих торговых судов) в связи с резким уменьшением количества судозаходов в порт Оля, низкой загрузкой причалов и сокращением грузооборота срок строительства Базы обслуживающего флота предлагается перенести на 2017 год. В то же время, в настоящее время планируется строительство в порту Оля объекта, целью которого является создание двух перегрузочных комплексов на причалах №№11-14 для перевалки наливных и навалочных грузов проектной мощностью 3 млн тонн (2 млн. тонн на наливном терминале и 1 млн тонн на навалочном комплексе).
На проект «Комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик» предлагается дополнительно выделить 4,7 млрд рублей – «в связи с существенным дефицитом бюджетных средств».
Дальний Восток
По проекту «Реконструкция входных молов морского порта Холмск» предлагается начало строительства перенести на 2018 год (из-за невозможности в условиях стесненной акватории одновременно работать над этим проектом и проектом «Реконструкция береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного сообщения "Ванино-Холмск" в морском порту Холмск», приоритет отдан паромной переправе).
По проекту «Строительство и реконструкция объектов федеральной собственности в морском порту Ванино, Хабаровский край» «в связи с трудным финансовым положением ООО «УК «Мечел-Транс» реализация проекта в части объектов частной собственности является маловероятной, по состоянию на текущую дату объем внебюджетных средств на реализацию проекта, запланированный в ФЦП, частным инвестором не подтвержден». Поэтому начало строительства предлагается перенести по одной группе объектов на 2018 год, по второй – на 2019 год. «В настоящее время рассматриваются вопросы привлечения заинтересованных инвесторов-операторов для принятия решения по статусу проекта», – говорится в пояснительной записке относительно реконструкции причала №8 МТП Ванино.
В рамках проекта «Реконструкция объектов федеральной собственности в порту Петропавловск-Камчатский, Камчатский край (укрепление сейсмоустойчивости)» начало строительства предлагается перенести на 2018 год – как объясняется в пояснительной записке, из-за того, что разработчик проекта не выполнил обязательства в установленный контрактом срок, и сейчас ведется работа по расторжению контракта.
Проект «Реконструкция объектов федеральной собственности рыбохозяйственного комплекса в морском порту Невельск» предложено исключить.
Безопасности мореплавания
По проектам «Строительство систем управления движением судов на подходах к морским портам Российской Федерации», «Реконструкция систем управления движением судов на подходах к морским портам Российской Федерации», «Реконструкция объектов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности на подходах к морским портам Российской Федерации», «Строительство объектов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности на подходах к морским портам Российской Федерации» в связи с дефицитом бюджетного финансирования оставшиеся мероприятия по обеспечению безопасности мореплавания предлагается осуществить за счет собственных средств Росморпорта.
Как отмечается в пояснительной записке к проекту постановления, сокращение финансирования подпрограммы приведет к изменению целевых показателей. Так, количество построенных морских судов для социально значимых маршрутов сократится на 20 единиц, поставки судов обеспечивающего флота – на 12 единиц, прирост производственной мощности портов – на 36,5 млн тонн в год. Объем перевалки грузов в российских морских портах при таком сокращении прироста к 2020 году ориентировочно составит 828 млн тонн в год.
Развитие экспорта транспортных услуг
В рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» по проекту «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» предлагается перераспределить средства по годам в рамках предусмотренного программой финансирования. Так, для ускорения строительства увеличены лимиты финансирования в 2015-2017 годах.
В рамках проекта «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край)» в связи с уточнением стоимости жд объектов и исключения из паспорта проекта автодорожной составляющей предусмотрено сокращение объемов финансирования.
По проекту «Создание сухогрузного района порта Тамань» потребуется корректировка в связи с необходимостью учета обеспечения пассажирского и грузового сообщения с Крымом (в частности, строительством дополнительных 6 км жд путей к транспортному переходу).
По проекту «Развитие транспортного узла Восточный-Находка (Приморский край)» источники и объемы государственного финансирования предстоит уточнить.