Доклад ИАА SeaNews - Безбородов А.А.

Доклад ИАА SeaNews — Безбородов А.А.

  • Основные события мирового и тенденции развития российского контейнерного рынка

    Доклад ИАА SeaNews - Безбородов А.А. Безбородов Алексей Алексеевич
    Директор специальных проектов ИАА SeaNews

    Май заканчивается. Аналитики продолжат маяться. Еще бы: два поглощения и один новый игрок со свободными деньгами на рынке контейнерных перевозок. Какова будет конфигурация рынка в результате можно только предполагать. Сделка между A.P.Moller — Maersk A/S и Royal P&O Nedlloyd будет закрыта в конце июня, сумма соглашения составит $2,97 млрд., включая премию к стоимости акций P&O Ned, как и предполагал SeaNews. При этом всем акционерам, состоящим в реестре на 13 мая, предложено получить внеплановые дивиденды в размере 1 евро за акцию. Сделка будет закрыта после получения разрешения от государственных антимонопольных органов соответствующих стран. В результате сделки крупнейший в мире игрок Maersk станет еще крупнее. Его доля вырастет с 20,5% до 27%. Еще один из глобальных игроков организует меньшую по размерам сделку. CMA CGM покупает контейнерного оператора Delmas. Общая стоимость от продажи составит 437 млн. евро. Договор вступает в силу с 1 июля 2005г. однако, подробности сделки пока не разглашаются. В 2004г. CMA CGM перевезла 3,9 млн. TEU, что на 25% превышает показатели 2003г. В прошлом году контейнерооборот Delmas составил 522 тыс. TEU. Таким образом две сделки устанавливают новый стандарт стоимости компаний в зависимости от оборота. Стоимость большой компании находится между $700 и $750 за TEU оборота, стоимость компании из третей десятки мирового контейнерного рейтинга (Delmas на 25 месте) может составить от $1000 и $1100 за TEU оборота. Так что выглядеть рынок уже во втором полугодии 2005г. будет совсем не так как в конце апреля Распределение долей в первой десятке контейнерных перевозчиков в апреле 2005г. Возможное распределение долей в первой десятке контейнерных перевозчиков в июле 2005г. Кроме того, важная для нас новость это выход на контейнерный рынок индийской компании Great Eastern. Руковдство компании планирует выйти на рынок контейнерных перевозок. Располагая свободными средствами в объеме $276, компания в настоящее время занимается изучением рынка. На данный момент на рынке контейнерных перевозок представлена только одна индийская компания — государственная судоходная корпорация Shipping Corporation of India (SCI). За такую сумму в принципе можно купить любого игрока из четвертой десятки контейнерных перевозчиков, либо слабого игрока из третьего десятка. Однако рынок сейчас в таком состоянии, что продать на пике готовы многие, но все будут просить цену неумеренную. Так что дождемся к кому придут индусы. Шанс есть у всех, в том чисте и у ДВМП, которая как раз в середине четвертой десятки и находится. Контейнерооборот терминалов Невской губы 4 месяца 2005г. Грузооборот четырех терминалов и консолидированный грузооборот трех стивидоров ОАО «МП СПб», работающих с контейнерами, составил за первые 4 месяца 2005г. 308 831 TEU, что больше чем за аналогичный период прошлого года на 36,76%. Апрельский контейнерооборот Невской Губы составил 86 010 TEU, что на 28,8% больше чем в апреле 2004г. и на 5,03% больше марта 2005г. ПКТ на грани перегрева Контейнерооборот ЗАО «Первый контейнерный терминал» в мае 2005г. составил рекордные 62 444 TEU, что на 37,15% больше чем в мае 2005г. За пять месяцев ПКТ обработал 272 657 TEU, что выше, чем за аналогичный период прошлого года на 40,81%. Рост в сравнении с апрелем текущего года составил 7,32%. Как сообщают клиенты терминала, склад заполнен контейнерами до предела. Взрывной рост контейнерооборота «Петролеспорта» Грузооборот контейнерного терминала ОАО «Петролеспорт» составил в мае 2005г. рекордные 15 631 TEU, что выше, чем в мае прошлого года на 80,77%. С начала года грузооборот составил 59 873 TEU, что превышает аналогичные показатели 2004г. на 35,28%. Кроме того, результат мая превышает результат апреля текущего года на 27%. Доли контейнерных терминалов Невской губы в апреле 2005г. За 4 месяца текущего года ПКТ обработал 210 213 TEU, что на 41,94% больше чем в прошлом году. 44 242TEU перевалил Петролепорт за тот же период. Это больше чем за аналогичный период прошлого года на 24,23%. Самый большой рост контейнерооборота за 4 месяца у ООО «Моби Дик», переработавшего 32 189 TEU, на 62,95% больше чем в прошлом году. Вырос оборот Первой, Второй и Четвертой стивидорной компании, входящих в холдинг ОАО «МП СПб» на 47,65% до 8 908 TEU. На 18,66% снизился оборот компании Русмарин. Он составил с января по апрель сего года 13 279 TEU. Контейнерооборот терминалов Невской Губы январь-апрель 2004-2005гг. Грузооборот четырех терминалов и консолидированный грузооборот трех стивидоров ОАО «МП СПб», работающих с контейнерами, составил за первые 4 месяца 2005г. 308 831 TEU, что больше чем за аналогичный период прошлого года на 36,76%. Апрельский контейнерооборот Невской Губы составил 86 010 TEU, что на 28,8% больше чем в апреле 2004г. и на 5,03% больше марта 2005г. Показатели терминалов в весовом исчислении значительно отличаются от подсчетов в TEU. Так ПКТ вырос за 4 месяца в TEU на 41,94%, а в тоннах на 39,7%. В прошлые месяцы этот разрыв был больше, однако его существование означает, что рост порожнего оборота на терминале обгоняет рост груженого оборота. ПетроЛесПорт вырос в весовом исчислении на 57%, а в TEU на 24,23%. Таким образом, на терминале неуклонно падает доля порожних контейнеров. Аналогичная с ПЛП ситуация, наблюдается и на терминалах МП СПб. На терминале Моби Дик доля порожних контейнеров значительно выросла за последние несколько месяцев, на что указывает разрыв между ростом оборота в TEU на 63% и ростом в тоннах на 31,15%. Одна только цифра характеризует Невскую Губу, как вполне устоявшийся контейнерный рынок, на который уже никто не сможет повлиять. Рост суммарный в TEU и аналогичный рост в тоннах различаются на 1 процентный пункт, что означает, что все, что написано про рост/падение оборота порожних и груженых контейнеров в результате перераспределяется внутри Невской Губы ни от куда не подчитываясь и никуда не отправляя избытки. Грузооборот контейнерных грузов в Большом Порту Санкт-Петербурга за 4 месяца 2004-05гг. В этом году, судя по показателям апреля, контейнерооборот Невской Губы может достичь 1 млн. TEU. Это событие ознаменуется резким обострением конкуренции и возможным перераспределением долей контейнерных терминалов на рынке. Вероятность выхода на новый уровень качества грузооброботки ПетроЛесПорта, реконструкция и расширение Первого контейнерного терминала, проекты Моби Дика. Все это кардинальным образом может изменить движение грузов, контейнеров и денег через Невскую Губу. Похожие процесс в ближайшее время начнутся и на всем Балтийском море. Три новых контейнерных терминала в Польше, один действующий и два строящихся, крупнейший терминал в Муссало под Хельсинки изменят глобальное распределение потоков и серьезно повлияют на российский контейнеро- и грузооборот. Кроме того свою лепту в конкуренцию на рынке могут внести терминалы Новороссийска и наверняка внесут дальневосточные игроки рынка, особенно два терминала в порту Восточный и два теперь терминала во Владивостоке Терминалы северной части азово-черноморского бассейна, а проще говоря, терминалы Украины и Юга России, обработали за первые четыре месяца 2005 года 206,9 тыс. TEU, что на 28,3% больше, чем год назад. Два самых больших терминала занимаеют соответственно 37,4% и 36%. Соответственно Одесса и Ильичевск на двоих контролируют 74% данного регионального рынка. Стоит, однако, отметить, что рынки Украины и России практически не имеют соприкосновения и поэтому конкурентного давления друг на друга не оказывают. Следовательно, нет конкуренции и между Новороссийскими терминалами с одной стороны и Одессой и Ильичевском с другой. Однако существует приграничная конкуренция между Таганрогом и Мариуполем. Причем лидировавший с большим отрывом Мариуполь постепенно сдает позиции. Больше всех за 4 месяца обработала Одесса — 77,3 тыс. TEU, это на 35% больше ем в прошлом году, на 28,2% до 74,5 тыс. TEU вырос Ильичевск. Третий украинский терминал, работающий с контейнерными грузами, снизил оборот на 13,5%. Мариуполь обработал за 4 месяца 2 933 TEU. Вследствие падения оборотов в самом начале года продолжают отставать от прошлогодних показателей НМТП и НЛЭ. Новороссийский торговый порт снизил оборот контейнеров за 4 месяца на 22,35% до 17 722 TEU. Новорослесэкспорт показал контейнерооборот в 15 222 TEU, что на 18,71% меньше, чем в прошлом году. За первые четыре месяца 2005г. больше всех, в 33раза ырос оборот НУТЭП, что вполне объясняется тем, что в прошлом году он заработал только в апреле — результат 17 750 TEU Грузооборот терминалов северной части азово-черноморского бассейна за четыре месяца 2004-2005гг. В апреле грузооборот российской части азово-черноморского бассейна составил 14 943 TEU, что на 33,3% больше, чем в прошлом году. Снизил в сравнении с апрелем прошлого года оборот только терминал НМТП — 5 673 ЕУГ, что на 2,26% меньеш, чем за аналогичный период прошлого года. НУТЭП вырос, в сравнении с годичной давности, первым месяцем своей работы в 7,6 раза до 4 063 TEU. НЛЭ прибавил 2,75% до 4 478 TEU. Таганрог вырос на 26,78% до 729 TEU. Грузооборот терминалов российской части азово-черноморского бассейна в апреле 2004-2005гг. В результате изменений, которые за год произошли в российской части азово-черноморского бассейна, изменились и доли терминалов в общем грузообороте. Если в апреле 2004г. НМТП и НЛЭ на двоих контролировали более 90% рынка, то в апреле 2005г. ситуация изменилась. На долю двух старых терминалов приходится 68% — 38% на НМТП и 30% на НЛЭ. НУТЭП захватил 27,2%, а 4,2% Таганрога выросли до 4,9%. Если считать рынок вместе с Таганрогом, то рынок вырос на 33%. Если считать только Новороссийск, то на 20,6% за четыре месяца. Стоит признать, что весь прирост обеспечило появления терминала НУТЭП, а два других терминала Новороссийска потеряли объем, отдав его выросшему НУТЭП. Начиная с июня-июля этого года с момента, когда исполнится год работы НУТЭП в нормальном ритме и с постоянными клиентами, можно будет сравнивать результаты работы трех новороссийских терминалов более подробно. Контейнерооборот VR Cargo на восточном направлении за 4 месяца 2005г. Оборот контейнеров VR Cargo на российском направлении с января по апрель 2005г. составил 53 288 TEU. Это на 12,34% больше, чем за аналогичный период 2004г. Более трети этого оборота (33,44%) составляют импортные (для Финляндии) контейнеры, прошедшие транзитом по Транссибирской магистрали, — 18 328 TEU. Поток транзитного (для России) импорта в Финляндию снизился за год на 12,95%. В прошлом году транзитный поток за первые четыре месяца составлял 21 055 TEU (доля в общем обороте 44,4%). Перспективыроста контейнерооборота Выстраивать цифры на перспективу — дело не благодарное. При этом все кто упражняется в этом — либо осторожничают, либо заходят максимально далеко Одна крупная консалтинговая компания считает К 2015 г. внешнеторговый оборот контейнеризованных товаров РФ по нашим оценкам может вырасти с 18 млн т до 65 млн т, что составляет 4,2 млн TEU (груженых). Средний темп роста за период с 2004 по 2015 год составит в этом случае 11%. Общий прирост контейнерооборота за указанный период может составить 200%. Национальная контейнерная компания ожидает (сказано в недавнем интервью Эксперту и.м. русу), что к 2012 году объем перевалки контейнеров в российских портах достигнет 6,2 млн TEU и львиная доля рынка обслуживания этого грузопотока достанется «Национальной контейнерной компании» (НКК) Несколько лет назад консультанты Scott Wilson/Fisher Asociates, составляя прогноз развития для Владивостокского Морского торгового порта, предположили, что спрос на контейнерные услуги в российской части Дальнего востока в 2010г. составит от 0,45 до 0,5 млн. TEU. На 2015 год консультанты рассчитали спрос от 0,77 до 0,87 млн. TEU. При этом, как можно заметить, нижняя планка прогноза на 2010 год будет наверняка преодолена уже в 2005г. Рост рынка контейнерной перевалки в мире и в России будет сопровождаться несколькими параллельными процессами. Самым главным для российской транспортной системы станет перераспределение грузовых потоков. В первую очередь будет снижаться оборот генеральных грузов в портах и следовательно по железной дороге. Это зависит от степени контейнеризации и, главное, от скорости этого процесса. Катализатором этого процесса должны стать мировые цены (желательно высокие) на металлы, продукцию деревообрабтки, продукцию химической промышленности глубокой переработки. Объем перевозокк железнодорожным транспортом на порты упадет — большая часть проблем по переработке грузов, консолидации потоков и приема грузов будет взята на себя логистическими центрами, которые должны вырасти рядом с терминалами. Если этого не случится, случатся проблемы, с которыми в 2004г., в следствие нехватки логистических центров, столкнулись ПКТ, порты Северной Европы и западного побережья США. Контейнеры попадали на терминалы напрямую, создавали пробки для движения наземного транспорта и теплоходов. Если бы вокруг терминалов было достаточно накопителей, логистических терминалов и простых контейнерных депо — таких проблем бы не возникло. В случае развития логистических систем рост контейнерооборота не будет прерываться из-за исключительно технических проблем. Загрузить презентацию (916 КБ)


  • Комментарии: 0

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    22.08.2005
    В рамках долгосрочной программы обновления перегрузочной техники ЗАО «Четвертая стивидорная компания», входящая в группу […]
    09.03.2005
    С 28 февраля по 4 марта во Владивостоке проходило очередное годовое совещание агентов ОАО […]
    08.12.2005
    В Финском заливе в 300 м восточнее острова Котлин сел на мель буксир типа […]
    16.09.2005
    В 2006г. будут введены в платную эксплуатацию 3 участка автомагистрали М-4 «Дон»: обход г.Задонска […]
    22.07.2005
    Отсутствие стабильной тарифной политики во взаимоотношениях с Литвой уже сказалось на ситуации в ОАО […]
    24.08.2005
    Падение грузооборота в группе компаний, входящих в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», на 8% за […]
    10.02.2005
    Контейнерооборот терминалов Большого порта Санкт-Петербург, согласно данным Санкт-Петербургского филиала ФГУП «Росморпорт», вырос в январе […]
    22.09.2005
    За 3 года на реализацию программы «Модернизация транспортной системы России» был израсходован в общей […]
    24.06.2005
    Танкер «Приморье» ОАО «Приморское морское пароходство» открыл очередной сезон перевозок, встав под погрузку к […]
    28.07.2005
    27 июля «K» Line совместно со своим партнером PT. Pelayaran Nusantara Meratus заключила договор […]
    19.03.2005
    Родион Николаевич Грязев Заместитель начальника отдела координации и взаимодействия железнодорожного, морского и речного транспорта […]
    26.12.2005
    В ходе заседания в Смольном Морского Совета при губернаторе Петербурга начальник ОЖД Виктор Степов […]

  • Войти