Доклад от Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ - Косенко К.С.

Доклад от Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ — Косенко К.С.

  • Технология предварительной передачи информации о грузах, перемещаемых железнодорожным транспортом через погранпереходы

    Доклад от Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ - Косенко К.С. Косенко Константин Степанович
    Заместитель руководителяСеверо-Западное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспортаМинистерство транспорта РФ
    1. Общие положения. Цели и задачи Настоящая технология направлена на развитие системы информационного взаимодействия таможенных органов, расположенных в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления, и подразделений Октябрьской железной дороги.Основными целями внедрения данной технологической схемы при импортных и экспортных перевозках являются:
      • Увеличение пропускной способности железнодорожного пограничного перехода, сокращение времени обработки грузов на основе автоматизации ряда таможенных процедур, эффективного распределения трудовых ресурсов при осуществлении таможенного контроля и оформления.
      • Исключение простоев, связанных с неправильным или неточным, в таможенном отношении, оформлением транспортных и товаросопроводительных документов за счет повышения качества подготовки и оформления документов.

      В основе системы информационного взаимодействия подразделений железной дороги и таможенных органов лежит предварительная передача электронных сведений о товарах и транспортных средствах, содержащихся в коммерческих, транспортных и других товаросопроводительных документах, необходимых для таможенных целей, по каналам передачи данных. Схема передачи данных представлена на рисунке 1.Получение предварительной информации при импорте из международных накладных (СМГС), поездных передаточных ведомостей, инвойсов (счет-фактур) позволяет решать следующие задачи:

      • формировать базу предварительной информации о товарах и транспортных средствах,следующих на территорию России через пункт пропуска, внедрить электронный документооборот, сбор, обработку и передачу информации для проведения предварительных операций;
      • обеспечитьоперативныйдоступ должностных лиц таможенных органов к предварительной информации;
      • эффективно распределять трудовые ресурсы для осуществления процедур таможенного контроля и оформления в зонах таможенного контроля;
      • заблаговременно планировать досмотровые операции в отношении товаров и транспортных средств; Рис.1
      • повысить оперативность управления и эффективность принятия решений на основе автоматизированной обработки предварительной информации;
      • на основе имеющейся предварительной информации формировать в автоматизированном режиме электронные таможенные документы, в том числе транзитные декларации;
      • обеспечить достоверность и полноту информации, необходимой для подготовки таможенных документов, статистической отчетности, обработки оперативных запросов;
      • снизить трудоемкость и сократить время проведения процедур таможенного контроля и оформления, в том числе непосредственного оформления таможенных документов. Реализованная система (рис.2) охватывает все уровни сбора информации:
      • пункты оформления СМГС, инвойсов и других документов отправителей или экспедиторов груза;
      • пункты формирования первичных таможенных документов (документов контроля доставки или транзитных деклараций);
      • посты таможенного оформления с российской стороны.Рис.2

      Получение предварительной информации при экспорте из грузовых таможенных деклараций (ГТД), натурных листов и передаточных поездных ведомостей позволяет решать следующие задачи:

      • формировать в таможенных органах базу предварительной информации о товарах и транспортных средствах,следующих с территории Российской Федерации через пункт пропуска на территории сопредельных государств;
      • заблаговременно планировать досмотровые операции в отношении товаров и транспортных средств, эффективно распределять трудовые ресурсы для осуществления процедур таможенного контроля и оформления;
      • повысить оперативность управления и эффективность принятия решений на основе автоматизированной обработки и анализа предварительной информации;
      • проводить автоматизированный контроль по оперативным ориентировкам в отношении транспортных средств, товаров и участников ВЭД;
      • снизить трудоемкость и сократить время проведения процедур таможенного контроля и оформления;
      • формировать в автоматизированном режиме необходимые при таможенном контроле и оформлении журналы, отчеты и электронную информацию для передачи в вышестоящие таможенные органы;
      • вести учет фактического вывоза товаров железнодорожным транспортом в пункте пропуска по ГТД.

      Система сбора, подготовки и передачи информации при экспорте представлена на рис.3. Рис.3

    2. Первичная подготовка перевозочных документов
      1. Импорт Первичная подготовка перевозочных документов (накладных СМГС и товаросопроводительных документов) производится на территории сопредельного государства уполномоченным представителем железной дороги страны отправления с учетом требований, предъявляемых таможенными органами, с использованием программного средства "Транспортные документы". Подготовленные товаросопроводительные документы консолидируются на сервере у уполномоченного представителя железной дороги страны отправления, где проходят тщательную проверку на правильность заполнения и достоверность. Уполномоченный представитель железной дороги страны назначения несет ответственность за правильность заполнения и достоверность документов поступающих в систему предварительного информирования. Передача товаросопроводительных документов от уполномоченного представителя железной дороги страны назначения осуществляется по каналам связи в центральный информационный узел железной дороги страны назначения, где происходит их распределение по пограничным переходам и формируются уведомления об их получении. При необходимости в центральном информационном узлеможет производиться дополнительная проверка на правильность заполнения и достоверность передаваемых документов.Товаросопроводительные документы, распределенные по пограничным переходам, передаются на соответствующий узловой сервер предварительного информирования, откуда они поступают на декларационные пункты пограничных переходов и формируются уведомления об их получении.В случае изменения пограничного перехода товаросопроводительные документы из центрального сервера предварительного информирования вручную передаются на декларационные пункты нового пограничного перехода. На декларационном пункте пограничного перехода декларанты с помощью программного комплекса "ВЭД-ИНФО", "ВЭД Транзит", "Транспортные документы" конвертируют электронные "письма" и считывают информацию, содержащуюся в конкретных СМГС и инвойсах, оформляют необходимые документы. Полученная информация автоматически переносится в соответствующие поля и графы, оформляемых декларантами таможенных документов.
      2. Экспорт При поступлении составов на узловые железнодорожные станции копии перевозочных документов (товаротранспортные накладные, грузовые таможенные декларации и натурные листы) передаются уполномоченному представителю железной дороги на данной ж/д станции. С помощьюпрограммного средства "Транспортные документы" сотрудники уполномоченного представителя с копий оригинальных ГТД заносят сведения об отправителе и получателе товаров, стоимостные и количественные характеристики товаров, код по ТНВЭД, описания товаров, номера вагонов, контейнеров и товаротранспортных накладных. Уполномоченный представитель железной дороги несет ответственность за правильность заполнения и достоверность документов поступающих в систему предварительного информирования. Данная информация по всем поступившим на узловую станцию товарам передается по каналам связи через сервер предварительного информирования на таможенный пост пограничного пункта пропуска. В отдел таможенного оформленияжелезнодорожного таможенного поста от оператора узловой станции через центральный информационный узел передается натурный лист в электронном виде.Полученные в информационных пакетах данные в компьютерных системах таможенных органов, с помощью комплекса программных средств "Учет товаров и транспортных средств" (КПС "Учет ТТС"), автоматически переносится в соответствующие поля и графы информационной базы данных о товарах и транспортных средствах. Посредством КПС "Учет ТТС" проводится предварительный контроль и анализ поступившей информации, инспекторами осуществляется контроль по оперативным ориентировкам, руководством таможенного поста планируются необходимые мероприятия.При прибытии состава поезда в зону таможенного контроля на пограничный пункт пропуска, оператор станции, через центральный информационный узел, высылает в таможенный орган передаточную ведомость и передает необходимые, для таможенного оформления, документы. На основе информации из ГТД и передаточной ведомости инспекторы таможенного поста, используя КПС "Учет ТТС", формируют необходимые журналы и отчеты, сверяют полученные результаты с оригинальными документами (ГТД, ТТН, передаточные ведомости), производят учет вывоза товаров и транспортных средств. Сверенная электронная информация передается в вышестоящие органы с использованием штатных программных продуктов, используемых в таможенных органах.
    3. Технология и последовательность оформления документов При отправке товаров в Российскую Федерацию или при оформлении транзита по территории России юридические и физические лица, в соответствии с установленным порядком предварительного информирования, передают операторамуполномоченного представителя железной дороги страны отправлениятоваросопроводительныедокументы на груз, идущийв Россию. Операторы проверяют документы на предмет их соответствия требованиям российских таможенных органов:
      • определяют, все ли необходимые, для данного вида товара, документы представлены в комплекте для предварительного декларирования;
      • проверяют необходимые реквизиты и качество оформления предоставленных счетов-фактур (INVOICE), сертификатови других документов.

      Еслидокументы оформлены неправильно, оператор указывает на допущенные ошибкии несоответствия и отдает документы клиенту на доработку. Если документы оформлены правильно, оператор уполномоченного представителя в графе 6 накладной СМГС, где клиент указывает наименование российского декларанта, ставит свою печать установленного образца, отдает документы клиенту для дальнейшего оформления и передаетэлектронную копию накладной СМГС и INVOICE (счета-фактуры) в информационный центр уполномоченного представителя железной дороги страны отправления. Если в графе 6 накладной СМГС печать оператора уполномоченного представителя железной дорогистраны отправления отсутствует, товарная кассажелезной дорогиотправления товаросопроводительные документы к оформлению не принимает. Оператор информационного центра представителя железной дорогистраны отправления передает в электронном виде данные о вагонах (контейнерах) на сервер уполномоченного представителя железной дороги назначения в г. Санкт-Петербурге для отправкина соответствующие пограничные переходы Октябрьской железной дороги.

    4. Информационное взаимодействие с таможней С 2002 года на основании Письма ГТК России № 01-18/44355 "Об организации эксперимента по предварительному информированию в электронной форме таможенных органов, расположенных в железнодорожных пунктах пропуска" и Приказа СЗТУ № 646 от 11.12.2002 на таможенных постах Псковской, Себежской и Кингисеппской таможен в железнодорожных пунктах пропуска через границу РФ внедренав опытную эксплуатацию технология предварительного информирования. В июне 2003 года на основании тестирования на пограничных таможнях комплекса программных средств "Учет ТТС" и отзывов таможен, распоряжением ГТК от 07.04.04 №160-Р "Об организации информационного взаимодействия между таможенными органами СЗТУ и филиала ОАО "Российские железные дороги" "Октябрьская железная дорога"", утверждена Временная технологическая схема предварительного информационного обмена данными о товарах, перевозимых железнодорожным транспортом, между подразделениями железной дороги и таможенными органами Северо-Западного таможенного управления. По поручению дороги вопросы организации декларирования грузов на пограничных станциях дороги, в том числе предварительного информирования таможенных органов, возложены на уполномоченного таможенного брокера железной дороги ЗАО "ОКТРАНСВНЕШТЕРМИНАЛ".Комплекс программных средств "Учет товаров и транспортных средств", принятый в фонд программных средств ФТС, установлен на таможенных постах железнодорожных пунктов пропуска Печоры-Псковские, Скангали (Пыталово), Себеж, Иван-Город (Сала). В ходе эксперимента отработаны основные элементы технологической схемы информационного обмена данными о перемещаемых товарах между таможенными органами и подразделениями Октябрьской железной дороги.В 2005 году приказом ФТС список таможенных постов, использующих технологию предварительного информирования, расширен с четырех железнодорожных пунктов пропуска до десяти. Комплекс программных средств "Учет ТТС" позволяет принимать электронные сведения согласно установленному регламенту при импорте:
      • по факту загрузки железнодорожного вагона на сопредельнойстороне и передачи электронного пакета, содержащего электронные копии товаротранспортных документов (железнодорожной накладной СМГС и инвойса);
      • по факту формирования железнодорожного состава, следующего на территориюРоссийской Федерации и передачи натурного листа узловой станцией сопредельной стороны;
      • по факту прибытия железнодорожного состава на таможенную территорию Российской Федерации и сверки электронных копий товаротранспортных документов с представленными бумажными документами; при экспорте:
      • по факту формирования железнодорожного состава, следующего с территорииРоссийской Федерации и передачи натурного листа от станции формирования, передачи электронного пакета, содержащего сведения по ГТД, от уполномоченного представителя;
      • по факту прибытия железнодорожного состава на пограничный пункт пропуска и отправки в электронном виде передаточной ведомости с предоставлением бумажных документов.

      В рамках данной технологии в соответствии с письмом ФТС России определены действия должностных лиц таможенных органов при осуществлении ими функций приема и обработки предварительной информации. В КПС "Учет товаров и транспортных средств" также реализована возможность автоматизированного формирования электронного уведомления, содержащего сведения из транзитной декларации, на основе полученных сведений из товаротранспортных документов и передачи электронной копии транзитной декларации в штатное программное средство АРМ "Доставка-П" для дальнейшего оформления. Комплекс программных средств "Учет товаров и транспортных средств" позволяет автоматизировать деятельность пограничного пункта пропуска при осуществлении им функций таможенного контроля в отношении ввозимых и вывозимых товаров и транспортных средств (вагонов, контейнеров), в том числе при отцепке вагонов, возврате, проведении досмотровых мероприятий, осуществлять учет и контроль ввоза и вывоза товаров и транспортных средств. Эксплуатация с 1998 года представленной технологии показала, что использование предварительного электронного информирования о грузах и транспортных средствах позволяет существенно сократить время документального оформления составов на пограничных пунктах пропуска, количество отцепок и возврата вагонов, по причинам неправильного оформления или отсутствия необходимых документов, практически сведено к нулю.ПЕРЕЧЕНЬ документов, регламентирующих реализацию проекта предварительного информирования:

      1. Положение "О грузовых и пассажирских перевозках по железным дорогам Латвийской Республики" (с изменениями п.29 согласно Решения министерства Сообщения Латвийской Республики от 12 марта 1998 года о введении предварительного декларирования грузов, перемещаемых железнодорожным транспортом из/черезЛатвию в Россию или транзитом через территорию Российской Федерации).
      2. Соглашение"О порядке подготовки документов для оформления грузов, перемещаемых железнодорожным транспортом через Латвийско — Российскую границу" от 24 декабря 2003 года между ГАО "Латвияс дзелзцельш", ОАО "Российские железные дороги", ОО "Ассоциация операторов по международному электронному документообороту на железных дорогах", ЗАО "Октрансвнештерминал".
      3. Совместная технологияподготовки документов для таможенного оформления грузов, перемещаемых железнодорожнымтранспортом через пограничные переходыЛатвийско — Российской границы Карсава — Скангали и Зилупе — Посинь от 18 сентября 2002 года между ОО "Ассоциация операторов по международному электронному документообороту на железных дорогах", ЗАО "Октрансвнештерминал".
      4. Соглашение "О порядке подготовки документов для оформления грузов, перемещаемых железнодорожным транспортом через эстонско-российскую границу" от 24 декабря 2003 года между АО "Эстонская ЖД", ОАО "Российские железные дороги", ООО "ОТВТ ПЛЮС", ЗАО "Октрансвнештерминал".
      5. Совместная технологияподготовки документов для таможенного оформления грузов, перемещаемых железнодорожнымтранспортом через пограничные переходыЭстонско — Российской границы Нарва — Ивангород и Орава — Печоры-Псковские от08 августа 2003 года между ООО "ОТВТ ПЛЮС", ЗАО "Октрансвнештерминал".
      6. Письмо ГТК России от 11.11.2002 № 01-18/44355 "Об организации эксперимента по предварительному информированию в электронной форме таможенных органов, расположенных в железнодорожных пунктах пропуска".
      7. Приказ СЗТУ от 11.12.2002 № 646 "О проведении эксперимента по предварительному информированию в электронной форме таможенных органов, расположенных в железнодорожных пунктах пропуска".
      8. Временная технологическая схема "Предварительного информационного обмена данными о товарах, перевозимых железнодорожным транспортом, между подразделениями филиала ОАО "Российские железные дороги" "Октябрьская железная дорога" и таможенными органами Северо-Западного таможенного управления. Утверждено начальником СЗТУ 21.04.2004 года.
      9. Распоряжение ГТК от 07.04.2004 №160-Р "Об организации информационного взаимодействия между таможенными органами СЗТУ и филиала ОАО "Российские железные дороги" "Октябрьская железная дорога"".

    Разработчик специализированного программного обеспечения для таможенного оформления, железнодорожных перевозок и информационной поддержки ВЭД.
    ООО "СТМ": 197022, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Павлова, 5,  БЦ Ривер Хауз, 6-й этаж
    Тел.: (812) 327-85-39, 325-97-47
    E-mail: sales@ctm.ru
    http://www.ctm.ru

    Загрузить презентацию (684 КБ)


  • Комментарии: 0

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    24.05.2005
    Минтранс РФ рассматривает проект соединения Южноуральской железной дороги с Северной железной дорогой. Об этом […]
    25.04.2005
    21 апреля на судостроительной верфи Aker Finnyards состоялась церемония закладки киля круизного судна для […]
    30.09.2005
    До 1 октября т.г. ФГУП «Росморпорт» должно закончить дноуглубительные работы на 47 причале контейнерного […]
    03.08.2005
    Экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья в январе-июле вырос на 11% — до […]
    21.04.2005
    В январе-марте 2005г. объем перевалки нефтепродуктов ОАО «Находкинский нефтеналивной морской торговый порт» («Нефтепорт»), входящего […]
    07.11.2005
    Грузооборот Таллинского порта составил по итогам 10 месяцев 32,495 млн.т., что превышает аналогичные показатели […]
    15.04.2005
    Согласно оперативным данным Минтранссвязи Украины, в январе-марте 2005г. объем перевалки контейнеров составил 52 261 […]
    05.10.2005
    Грузооборот ОАО «Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие» за 9 месяцев 2005г. составил 40 755 TEU. […]
    03.08.2005
    В январе-июле 2005г. судами Азербайджанского Государственного Каспийского морского пароходства было перевезено 7,756 млн.т. различных […]
    16.06.2005
    Совет директоров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» досрочно прекратил полномочия гендиректора компании Павла Колбасюка, […]
    08.06.2005
    В январе-апреле 2005г. паромный порт Засниц (Германия) обработал 1 631 тыс.т. грузов, что на […]
    14.02.2005
    В 2004г. добыча нефти в Китае выросла на 25%, сообщает агенство Синьхуа. Добыча нефти […]

  • Войти