Доклад Министерства транспорта РФ - Грязев Р.Н.

Доклад Министерства транспорта РФ — Грязев Р.Н.

  • Политика государства в области контейнерных перевозок

    Доклад Министерства транспорта РФ - Грязев Р.Н. Грязев Родион Николаевич
    Заместитель начальника отдела координации и взаимодействия железнодорожного, морского и речного транспорта Департамента государственной политики Министерство транспорта РФ

    Современное положение контейнерных перевозок через российские морские порты Неоспоримое преимущество контейнера — скорость доставки, удобство при перегрузке с одного вида транспорта на другой, обеспечение сохранности груза, удешевление стоимости перевозки. Именно перевозка грузов в контейнерах позволяет осуществить доставку грузов от «двери до двери», что и послужило стимулом бурного развития контейнерных перевозок во всем мире. Объем контейнерных перевозок в мире растет на 8-10 % ежегодно. В 2004 году он составил около 200 млн. контейнеров в 20-футовом эквиваленте. Появляются новые и модернизируются существующие контейнерные терминалы, строятся новые суда контейнеровозы, контейнеровместимостью 9 тыс. 20-футовых контейнеров и более. Крупнейший контейнерный порт Гонконг в 2004 г. достиг объема перевалки более 20 млн TEU. Огромный скачок за 5 лет совершили порты Китая, переработав в 2004 г. более 40,2 млн TEU — это в 3,5 раза больше уровня 1999 года (13,8 млн TEU). Успешно развиваются контейнерные перевозки и в Российской Федерации. За последние пять лет объем перевозок грузов в контейнерах увеличивается на 15-20% ежегодно. Морские контейнерные терминалы России в 2003 году переработали 10,5 млн грузов в контейнерах, в 2004 году — 17,0 млн тонн, что соответствует 1,7 миллиону контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте. По сравнению с 1999 годом объем перевалки контейнеров увеличился в 4 раза (4,3 млн тн — 400 тыс. TEU). За 1 квартал 2005 года через морские порты России перевезено 4,7 млн. тонн грузов в контейнерах или на 30,8% больше аналогичного периода прошлого года. Увеличили свой грузооборот контейнерные терминалы портов: Санкт-Петербург на 40%, Новороссийск на 5% Восточный на 20%, Владивосток на 38%. Аналогичная динамика наблюдается и в перевозках грузов в контейнерах железнодорожным транспортом. Причем тенденция роста характерна как для перевозок внешнеторговых грузов, так и для внутренних перевозок. Доля внутренних перевозок грузов в контейнерах железнодорожным транспортом составляет 65,3% от общего объема перевозок в контейнерах. Растут перевозки внешнеторговых грузов в контейнерах автомобильным транспортом. Ежегодное увеличение объемов перевозки оценивается в 15-20%. Государство понимает важность и перспективность контейнерных перевозок для страны. Увеличению объема перевозок контейнеров способствует соответствующая государственная политика в области регулируемых государством тарифов. Так при индексации железнодорожных тарифов Прейскуранта 10-01 на 2005 год тарифы на перевозки контейнеров не индексировались. Они были сохранены на прежнем уровне. Минтрансом России инициирована работа по пересмотру действующих ставок сборов в морских портах. На совещаниях созданной рабочей группы неоднократно озвучивалась необходимость снижения сборов для судов контейнеровозов. Предполагается, что данная позиция найдет свое отражение в правилах взимания сборов. Развитие контейнерных перевозок в России сдерживает недостаток перевозочных и перегрузочных мощностей. Дефицит перегрузочных мощностей наблюдается как в портах, так и на железной дороге. Контейнерные перевозки развиваются более быстрыми темпами, чем вводятся в строй новые терминалы. На железной дороге для работы с 20-ти футовыми контейнерами имеется только 174 ж.д. терминала, с 40 футовыми контейнерами — 41 терминал. Это всего 5% от общего количества грузовых ж.д. станций. С учетом обширности территории нашей страны и разветвленности сети железных дорог контейнерных терминалов явно недостаточно. Недостает на железной дороге и подвижного состава (фитинговых платформ) и контейнерного оборудования. ОАО «РЖД» располагает парком 16,4 тыс. фитинговых платформ. К 2012 году их потребность будет не менее 40 тыс. шт. Суммарный парк контейнеров российских контейнерных операторов оценивается в 100 тыс. TEU. Контейнерный парк необходимо увеличить за 10 лет в три раза. Понимание перспективности контейнерных перевозок послужило всплеском деловой активности участников транспортного процесса, привлек внимание инвесторов в развитие инфраструктуры. Уже сейчас много делается для обеспечения спроса на контейнерные перевозки в России. Созданы компании «Трансконтейнер» и «Национальная контейнерная компания» (НКК). Организовано курсирование ускоренных контейнерных поездов, позволяющих существенно сократить сроки доставки. С 22 июля начнет работать контейнерный поезд Калининград — Клайпеда — Москва. Одновременно идет развитие перегрузочных мощностей в портах. Введена в эксплуатацию первая очередь контйенерного терминала в порту Оля. До 2010 планируется ввод второй очереди. В 2006-2007 года ожидается ввод в эксплуатацию контейнерного терминала в порту Усть-Луга. Его мощность составит 1,5 млн. TEU. Еще 500 тыс.TEU в год даст программа модернизации и расширение «Петролеспорта». Ведется строительство контейнерного терминала в порту Новороссийск, который должен обеспечить перевалку 600 тыс. TEU. Начинает работу контейнерный терминал в рыбном порту Владивостока. Одновременно к 2010 году предполагается завершить работы по развитию железнодорожных подходов и припортовых железнодорожных станций в портах Санкт-Петербург, Новороссийск, Оля, Восточный. Для развития ж.д. контейнерных терминалов необходимо создавать привлекательные условия для инвесторов. ОАО «РЖД» необходимо изучать и внедрять передовые технологии перевозки контейнеров ж.д. транспорта, включая разработку специальных платформ, обеспечивающих перевозку крупнотоннажных контейнеров в 2 яруса. Для привлечения дополнительного парка контейнеров и фитинговых платформ должны применять льготные тарифные условия перевозок грузов в собственных контейнерах и на собственном подвижном составе. При этом должен соблюдаться принцип равнодоступности к инфраструктуре по обслуживанию контейнерного оборудования. С помощью тарифного регулирования необходимо формировать сквозные ставки, конкурентоспособные с другими маршрутами перевозок. Особенно это актуально для загрузки ТрансСибирской магистрали. Транзитные перевозки с использованием ТрансСиба и БАМа являются огромным потенциалом для роста контейнерных перевозок. По данным различных источников из портов Китая и Южной Кореи в Европу морским путем доставляется 7-8 млн. TEU в год. Несмотря на очевидные предпосылки привлечения груза для перевозки транзитом по территории России — развитие и перемещение мирового производства электроники, бытовой техники, товаров легкой промышленности в Китай и Южную Корею, т.е. в непосредственной близости от ТрансСиба, сокращенное в 2 раза время доставки контейнеров, главным критерием для привлечения грузопотоков является стоимость перевозки. В настоящее время сквозная ставка на перевозку 20 футового контейнера из Шанхая через станцию Бусловская до Хельсинки составляет 2250$ США, включая охрану. Морским путем Шанхай — Хельсинки стоимость перевозки составляет 2060$ США за контейнер. Т.е. очевидно преимущество морского пути. По 40 футовым контейнерам сквозные ставки с использованием ТрансСиба конкурентны — 3400$ США за контейнер против 3650$ США. Кроме того, для привлечения транзитных грузопотоков надо увеличивать количество контейнерных поездов, выходить с предложениями об организации их курсирования непосредственно в страны Европы, минуя Финляндию с использованием механизма сквозных ставок. Немаловажную роль в повышении качества предоставляемых услуг является совершенствование нормативно-правовой базы. Это касается и правил перевозок грузов, предусматривающих длительное согласование перевозок (подача заявки не менее чем за 15 дней до начала перевозок), и нового таможенного кодекса РФ, в целом соответствующего требованиям времени, но очень медленно реализуемого на практике на местах таможенного оформления. Время таможенного оформления сократилось и не превышает 3-х суток, тем не менее, это еще далеко от зарубежного уровня. Необходимо организовано и технически создать условия для выравнивания технологических циклов работы государственно-контролирующих органов и контейнерных терминалов, что является государственной задачей. Кроме того, одновременно с появлением современных логистических складских терминалов необходимо предусмотреть возможность создания специальных таможенных условий для транзитных грузов, позволяющих грузовладельцам более гибко распоряжаться грузом при дальнейших отправках. Еще один важный момент. В условиях проводимой у нас реформы органов государственного управления, необходимо сохранить принцип равнодоступности к инфраструктуре транспортного комплекса, обеспечить публичность контейнерных терминалов. Это позволит развивать «добросовестную» конкуренцию среди компаний — контейнерных операторов и экспедиторов. В настоящее время все внешние обстоятельства складываются благоприятно и позволяют с оптимизмом надеться, что и Россия займет свое достойное место на рынке мировых контейнерных перевозок, и наши контейнерные терминалы появятся в списках портов перерабатывающих более 1 млн.TEU в год.


  • Комментарии: 0

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    26.10.2005
    25 октября в Астрахани началась продажа имущества находящегося в процедуре банкротства ФГУП «Северо-Каспийское морское […]
    03.02.2005
    Добыча нефти в России в январе 2005г. составила 39,248 млн.т., превысив соответствующий показатель 2004г. […]
    08.11.2005
    Компания «K» Line (Europe) Ltd открывает 2 новых региональных офиса – в Стамбуле (Турция) […]
    12.10.2005
    Nippon Oil Corp и Nippon Yusen KK (NYK) пришли к соглашению поднять цену на […]
    12.10.2005
    «Необходимо привести ставки за пользование вагонами в соответствие с реальными расходами ОАО «РЖД», — […]
    09.02.2005
    Согласно распоряжению руководства Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця»), введено ограничение на перевозки удобрений […]
    22.09.2005
    ОАО «РЖД» подготовило бухгалтерскую отчетность по международным стандартам за 2004г. Согласно данным отчета, чистая […]
    20.10.2005
    Украинский «Одесский припортовый завод» уменьшил в январе-сентябре 2005г. транзит российского аммиака на 2,8% (до […]
    04.07.2005
    28 июня в Беларуси начал выполняться первый в рамках навигации 2005г. рейс речным транспортом […]
    17.03.2005
    Суммарный грузооборот всех портов Украины, входящих в состав «Укрморпорта», составил за 2 месяца 2005г. […]
    29.07.2005
    P&O объявляет, что достиг соглашения со своим партнером в совместном предприятии об удвоении своих […]
    28.06.2005
    NYK объявляет об открытии нового контейнерного сервиса. С 22 июля на сервисе EEX (Emerald […]

  • Войти