Доклад Федеральной таможенной службы - Бормотова Е.Г.

Доклад Федеральной таможенной службы — Бормотова Е.Г.

  • Применение информационных технологий при совершении таможенных процедур

    Доклад Федеральной таможенной службы - Бормотова Е.Г. Бормотова Елена Григорьевна
    Главный инспектор Главное управление информационных технологий Федеральной Таможенной Службы РФ

    (Слайд 1) Как отмечается в Окинавской Хартии глобального информационного общества (2000г.), подписанной в числе ведущих стран мира также и Россией, «информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества ХХI века». (Слайд 2) И с этим утверждением сложно не согласиться. Вопросы информатизации нашли широкое отражение в таких международных актах как Международная Конвенция по упрощению и гармонизации процедур таможенного оформления (Киотская конвенция), Международная Конвенция по гармонизированной системе товарной номенклатуры и кодирования, Международная Конвенция по гармонизации процедур пограничного таможенного контроля товаров, Рекомендации Всемирной торговой организации и другие. В российском законодательстве отношения, возникающие в сфере информатизации, нашли отражение в ряде норм, содержащихся в Конституции Российской Федерации, прямо и непосредственно регулирующие отношения в сфере информатизации (статьи 23, 24, 29, 44). В соответствие с этими нормами приняты федеральные законы, которые направлены на регулирование данной сферы (Федеральный закон Российской Федерации от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»; Федеральный закон Российской Федерации от 04.07.1996 № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»; Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»; Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»; Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»; Таможенный кодекс и другие). (Слайд 3). В качестве одного из достоинств Таможенного кодекса, может рассматриваться включение в него отдельной главы, посвященной вопросам правового регулирования процессов информатизации. Глава 40 «Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле» содержит значительное количество новелл. (Слайд 4). Статья 423. Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами. В статье излагаются нормативные положения касающиеся:

    • разработки, создания и использования ИС и ИТ, в том числе основанных на электронных способах обмена информацией;
    • внедрения ИС и ИТ;
    • права собственности на ИС и ИТ;
    • использование ИС и ИТ;
    • условия и порядок использования ИС и ИТ.

    Статья 424. Сертификация информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и защиты. Положения данной статьи касаются вопросов сертификации ИС и ИТ, а также используемых программно-технических средств защиты информации. Статья 425. Информационные ресурсы таможенных органов. В статье рассмотрены следующие положения:

    • дано определение ИР;
    • определено право собственности на ИР таможенных органов;
    • по порядку формирования и использования ИР и требования к документированию информации;
    • по порядку представления документов, в том числе посредством электронных способов обмена информацией;
    • по порядку получения лицами информации из ИР таможенных органов.

    Статья 426. Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые участниками внешнеэкономической деятельности. В данной статье освещается вопрос установления требований, которым должны отвечать информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые, в случаях определенных настоящей статьей, участниками ВЭД и сторонними лицами. Статья 427. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. В статье изложены нормативные положения относительно:

    • разработки, создания, и использования специальных программно-технических средств защиты информации;
    • уровня защиты информации;
    • контроля за соблюдением требований к защите информации и эксплуатации средств защиты информации.

    Кроме рассмотренных статей в Таможенном кодексе содержаться нормы, связанные с предоставлением в таможенные органы различных сведений как о лицах, участвующих в отношениях, возникающий в таможенной сфере, так и о товарах и транспортных средствах, в отношении которых совершаются отдельные таможенные операции и (или) таможенные процедуры. Например, статья 10 Таможенного кодекса «Отношение к информации, полученной таможенными органами». Среди этих норм и помимо них, отдельно хотелось бы выделить нормы, предусматривающие, что сведения и «документы, необходимых для таможенного оформления, могут быть представлены в форме электронных документов». (Слайд 5,6,7,8). Нормы, регламентирующие использование электронных документов установлены ст.63, 72, 81, 102, 124, 127, 132, 363, 376, 423 и 425 Таможенного кодекса. Введение этих норм, обусловлено изменением концепции деятельности (функционирования) таможенных органов, которая ориентированна на упрощение и ускорение прохождения таможенных процедур. Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы (далее — ЦПРТС) определены основные направления деятельности таможенных органов, (Слайд 9) в том числе: развитие партнерских взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности и повышение эффективности таможенного контроля; обеспечение качественной и эффективной правовой деятельности таможенных органов и единообразного применения таможенного законодательства; кардинальная модернизация информационной системы ФТС России. Достигнуть ожидаемых результатов (Слайд 10) можно за счет повышения эффективности таможенных процедур, использования современных автоматизированных систем и новейших информационных технологий, электронных средств передачи информации, координации работы с другими ведомствами и организациями, в том числе с участниками ВЭД и, конечно же, внедрение механизмов управления рисками. Переход на новую концепцию организации таможенного контроля и совершения таможенных процедур позволит решить поставленные перед таможенной службой задачи, среди них: «внедрение информационных технологий в процесс таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе электронного документооборота и электронного декларирования товаров и транспортных средств; использование для таможенных целей в большем объеме предварительной информации, получаемой из различных источников до прибытия товаров». Обеспечение совершенствования механизма правового регулирования связано с «оптимизацией подзаконной нормативной базы, совершенствованием правового обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации, усилением их правовой службы, внедрением в правовую основу и практическую деятельность международных правил и стандартов, в том числе предусмотренных Киотской конвенцией, обеспечением транспарентности таможенного законодательства Российской Федерации и практики его применения. Важная роль здесь должна быть уделена информированию и консультированию участников внешнеэкономической деятельности. «Информационно-техническое обеспечение таможенной службы Российской Федерации должно способствовать достижению качественно нового уровня таможенного администрирования», соответствующего возрастающему объему и многообразию внешнеэкономической деятельности России, международной практике таможенного дела. Для решения поставленных перед таможенными органами целей и задач, по нашему мнению в первую очередь потребуется системный подход при построении общей концепции непосредственной реализации ЦПРТС. Важным подспорьем в этих работах в части ИС и ИТ является проект «Модернизации информационной системы таможенных органов», реализуемый, с привлечением кредита Всемирного банка реконструкции и развития (постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2003 № 504). В качестве основных в данном проекте выделены следующие его компоненты: (Слайд 11) таможенный контроль и оформление; содействие торговле; бюджетная политика; совершенствование правовой базы; организационная структура и оперативное управление; финансовое управление, управление кадрами и подготовка кадров; повышение безупречности деятельности таможенной службы; развитие информационных технологий. Роль и место названного проекта модернизации естественно обусловлены основными целями и задачами Целевой программой развития таможенной службы на 2004-2008 годы. (Слайд 12). Проводимые работы можно разделить на следующие ключевые компоненты: — разработка новых технологий таможенного администрирования с учетом внешних и внутренних факторов развития экономики России;- продолжение работ по созданию нормативной базы и совершенствованию организационной структуры таможенной службы России для работы в новых условиях;- разработка и внедрение ЕАИС 3-й очереди и комплексное переоснащение таможенных органов информационно-техническими средствами. В соответствии с обозначенными направлениями развития таможенной службы значительную актуальность приобретает необходимость внедрения предварительного информирования, электронного декларирования и организации обмена информацией с как с государственными органами, министерствами, ведомствами, как и с различными организациями, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и деятельность в области международных перевозок и «околотаможенных услуг», в том числе с таможенными службами зарубежных стран. Таможенным кодексом, приказами ГТК России от 30.03.2004 № 395 «Об утверждении инструкции о совершении операций при декларировании товаров в электронной форме», от 27.05.2004 № 619 «О проведении организационно-технических мероприятиях по внедрению электронной формы декларирования» и приказом ФТС России от 31.01.2005 № 64 «О решении коллегии ФТС России от 17.12.2004 «О программе развития и внедрения в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования товаров и транспортных средств» создана правовая основа для масштабирования этого прогрессивного метода. Главное преимущество системы электронного декларирования — «безбумажная технология». (Слайд13). Декларант, имея доступ к узлу обработки информации, заполняет электронную грузовую декларацию (ЭГТД), заверяет указанные в ней сведения электронной цифровой подписью (ЭЦП), прилагает в форме электронных документов другие, необходимые для таможенных целей сведения и направляет эту информацию в виде авторизованного сообщения в адрес таможенного органа. В свою очередь таможенный инспектор, получив от декларанта ЭГТД, осуществляет все необходимые операции и процедуры, проверяет заявленные сведения и принимает решение о выпуске товаров в соответствии с избранным таможенным режимом. При принятии данного решения важно обеспечить таможенного инспектора информацией о декларируемых товарах, поступившей возможно из различных источников, как от государственных органов исполнительной власти (например, Федеральной налоговой службы Российской Федерации), так и от таможенных органов иностранных государств. В настоящее время в системе автоматизированного контроля электронных копий таможенных деклараций, используемого таможенными органами содержится нормативно-справочная информация в виде отдельно функционирующих и взаимосвязанных справочников. С помощью этих справочников сотрудник таможенного органа при осуществлении проверки соответствующих граф таможенной декларации может увидеть на мониторе компьютера различного рода подсказки (например, если поставить курсор на поле ГТД — код товара, то это поле подсветится описанием данного товара согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации). Данные справочники в большинстве своем применяются уже давно и пополнение и расширение нормативно-справочной информации процесс не очень динамичный. Однако, при стремлении использования «для таможенных целей в большем объеме предварительной информации, получаемой из различных источников до прибытия товаров» и при совершении таможенных процедур необходимо четко регламентировать статус получаемой информации и дальнейшую возможность (полезность) использования. Эти вопросы пока не нашли должного и достаточного отражения в нормативных актах, что свидетельствует о слабом правовом регулировании этих вопросов. Как уже отмечалось выше, в ФТС России проводятся работы по реализации новой концепции организации таможенного контроля и совершения таможенных процедур, которая основывается на таких принципиально новых положениях, как: использование системы управления рисками, внедрение электронного документооборота и электронного декларирования, применение предварительного декларирования товаров и транспортных средств, минимизация таможенных формальностей в приграничных таможенных органах, смещение концентрации контрольно-ревизионных действий с этапа основного таможенного оформления на последующие (после выпуска) этапы. Для реализации всех перечисленных возможностей необходимо создание и внедрение комплексной и многофункциональной системы, содержащей всю полноту информации, достаточной для принятия должностным лицом таможенного органа качественного и взвешенного решения в отношении предъявляемых, декларируемых таможенному органу товарах и транспортных средствах. Итак, информационная поддержка таможенного контроля при совершении таможенных процедур, предполагает наличие достаточной информации по трем основным разделам: (Слайд 14)

    • о товаре;
    • о субъектах ВЭД и их деятельности;
    • о таможенных органах и их деятельности.

    Единая автоматизированная информационная система ФТС России имеет иерархическую структуру как это представлено на слайде от таможенных постов до центральной базы данных в ГНИВЦ ФТС России. (Слайд 15) Информация погружается в комплексную систему управления рисков и по результатам автоматизированной обработке передается на следующий уровень, где при совершении таможенных процедур должностным лицом таможенного органа принимается окончательное решения в отношении товаров и транспортных средств. (Слайд 16). Наполнение информационных банков данных осуществляется на основании сведений получаемых федеральных органов исполнительной власти, от таможенных служб других государств и непосредственно как от участников ВЭД, так и от международных перевозчиком, администрации морских портов и других организаций, осуществляющих свою деятельности в области обеспечения международной торговли. Вашему вниманию предлагаю следующие перспективные проекты, осуществляемые ФТС России, на основе современных информационных систем и технологий.

    1. Федералы. Работы по интеграции между федеральными органами исполнительной власти и являются одной из составляющих создания единого информационного пространств, в рамках реализации Федеральной Целевой программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)». Одним из перспективных проектов в настоящее время является создание межведомственной автоматизированной информационной системы контроля за фактическим вывозом товаров с территории Российской Федерации (ЕГАИС КВ). Данная работа осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2002 № 1854-р. (Слайд 17). Целью работы являются разработка технического решения по обеспечению информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов для контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации, разработка технического задания и основных проектных решений по созданию информационной системы контроля за вывозом товаров. ЕГАИС КВ позволит обеспечить решение следующих задач: (Слайд 18). своевременное представление информации в налоговые органы о фактическом вывозе товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; учет и контроль фактического вывоза товаров и транспортных средств, автоматизированное формирование отчетности и статистических данных на всех уровнях иерархии таможенных органов; повышение эффективности таможенного контроля, ускорение и упрощение процедур таможенного оформления при вывозе товаров и транспортных средств; создание качественно новых возможностей анализа данных о фактическом вывозе товаров и транспортных средств в целях борьбы с правонарушениями при экспорте товаров и транспортных средств. Что в свою очередь позволит федеральным органам исполнительной власти:
      • обеспечить своевременное представление информации в налоговые органы о фактическом вывозе товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
      • создать условия экспортерам российских товаров для обоснования права на возмещение налога на добавленную стоимость;
      • обеспечить мониторинг информации о фактическом вывозе товаров и транспортных средств в целях борьбы с правонарушениями при вывозе товаров и транспортных средств.

      Другой пример: организация информационного взаимодействия ФТС России и Росрыболовства России. Осуществляется в рамках, соответствующего Соглашения между ведомствами. В рамках этого проекта предполагается организовать в режиме реального времени передачу сведений из Росрыболовства, содержащиеся в так называемых «прошитых картах» в Ситуационный центр ФТС России, затем в специально созданные порталы в РТУ, к которым будет организован санкционированный доступ для таможенных органов, расположенных в морских пунктах пропуска на границе Российской Федерации. (Слайд 19, 20 ).

    2. Таможенные службы других государств. Организация информационного взаимодействия с таможенными службами с иностранных государств таможен также приобретает особую значимость при совершении таможенных процедур в отношении иностранных товаров ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. В настоящее время в ФТС России разрабатывается проект типового международного документа (протокол, договор, соглашение) об информационном обмене с таможенными службами зарубежных стран. Широкий интерес и распространение получило информационное взаимодействие с таможенными службами Швеции и Финляндии в рамках проекта под названием «Зеленный корридор». (Слайд 21). Наиболее значимым проектом этого года признано построение системы «Калининградский транзит» (Слайд 22). Еще одним из приоритетных направлений таможенного сотрудничества, нацеленных на повышение эффективности таможенного контроля, является организация электронного обмена информацией между таможенными органами России и Китая. Основываясь на Меморандуме по итогам встречи руководителей таможенных служб России и Китая, подписанного 14 октября 2004 года в г. Пекине ФТС России подготовлен проект Протокола между Федеральной таможенной службой (ФТС России) и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики об организации обмена информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через границу Российской Федерации, который в проходит согласование с Минэкономразвитием России.
    3. Участники ВЭД ОАО «РЖД» ФРАЭК Маерск, Контейнерные линии.

    Спасибо за внимание. Загрузить презентацию (2,06 МБ)


  • Комментарии: 0

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    01.03.2005
    Как сообщила пресс-служба Национальной контейнерной компании, терминалы, входящие в группу, переработали в феврале 59 […]
    09.12.2005
    Финская судоходная компания Prima Shipping подписала соглашение на приобретение сухогруза «Marta» вместимостью 2 627 […]
    29.07.2005
    Большой порт Санкт-Петербурга на гране системного кризиса с мощностями по хранению рефгрузов. Как сообщалось […]
    27.04.2005
    Тарифное противостояние между Гонконгом и портом Янтьян (в Шеньжене) обострилось. Как сообщает China Daily […]
    24.03.2005
    29 мая на Эстонской железной дороге будет введена новая система перевозки грузов. Помимо Эстонской […]
    14.11.2005
    General Motors/Opel и ассоциация United European Car Carriers A/S (UECC), специализирующаяся на транспортировке автомобилей, […]
    08.06.2005
    Cosco Pacific подписал несколько контрактов общей стоимостью $98,8 млн. с морскими организациями Китая о […]
    13.04.2005
    12 апреля 2005г. компании «K» Line (Europe) Limited было передано первое судно из серии […]
    12.01.2005
    ОАО «ЛУКойл» опубликовал консолидированную финансовую отчетность за 9 месяца 2004г., подготовленную в соответствии с […]
    16.11.2005
    Стали известны причины инцидента с иностранным танкером «Overseas Kalmar» около восточного побережья Сахалина. У […]
    02.11.2005
    По данным Dow Jones, грузооборот китайских портов увеличится на 25% в ближайшие 5 лет. […]
    18.08.2005
    Третья в мире по величине лизинговая контейнерная компания TAL International планирует выйти на фондовую […]

  • Войти