Доклад ИАА SeaNews<br>

Доклад ИАА SeaNews

  • Доклад ИАА SeaNews<br> Андрей Александрович Выселка
    Ведущий аналитик, Информационно-аналитическое агентство SeaNews

    Родился в 1965 году. 1983 — 1999 служба в ВМФ, 1999 — 2003 работа в транспортно-экспедиторской компании, СПб, с 2003 г. — в аналитическом агенстве ООО «Си Ньюс». Образование: ВВМУРЭ им. А.С.Попова , 1986 — 1991 гг., специальность — инженер-математик, СПбГУ, 1992 — 1998 гг., специальность — прикладная математика. Законодательная база налогообложения в сфере транспортных услуг по внешнеторговым грузам Уважаемые господа! Предметом нашего обсуждения выбрана ситуация, сложившаяся на транспортном рынке РФ в части применения статьи 164 Налогового Кодекса РФ, закрепляющей за российскими участниками транспортного рынка право на нулевую ставку НДС с реализации экспортных товаров и услуг, связанных с перевозкой экспортных, импортных и транзитных грузов. К сожалению далеко не все категории экспортеров и транспортных компаний пользуются этим правом, а иные пользуются, но не стой эффективностью, как это предусмотрено в законе. И дело здесь в следующем. В цепочке логистических посредников, выстраиваемой при перевозке грузов, обязательно присутствуют компании — перевозчики, непосредственно занимающиеся перемещением грузов, компании — посредники (экспедиторы, брокеры, агенты), однако конечным плательщиком услуг выступает грузовладелец. Любая из вышеперечисленных компаний (если она является российской) имеет право на данную льготу и может воспользоваться ею двумя способами:

    1. оплатить НДС и затем, документально подтвердив право на нулевую ставку, получить в течение 6 месяцев возмещение оплаченного ранее НДС,
    2. не оплачивать НДС вовсе, своевременно подтвердив документами право на нулевую ставку.

    Если события развиваются по первому варианту, — компания, решившая воспользоваться льготой, вынуждена связывать в НДС свои оборотные средства на срок (естественно, до 6 месяцев). Суммы могут быть разные, в том числе и внушительные, так для экспортера металлов, только по стивидорным услугам, выполненным за 6 месяцев, сумма НДС (18%) может составлять 200 тыс. долларов США. В редких случаях это может себе позволить логистический посредник — скорее всего он перевыставит сумму НДС далее по цепочке своему клиенту и, в конечном счете, нагрузка по изъятию из оборота денег на довольно продолжительный срок будет возложена на грузовладельца. Нет сомнений, что второй вариант предпочтительней, поскольку в этом случае никто дополнительных расходов на связывание денег не несет и льгота используется в полной мере (как, собственно, и предусмотрено Кодексом). Однако по какому варианту будет реализована льгота и будет ли реализована вообще в прямую зависит от самого первого звена в логистической цепочке — от перевозчика, стивидора. А именно, возьмет ли он на себя труд подтверждения льготы, тем самым, освободив своих клиентов от дополнительных расходов, или нет, — переложив бремя НДС на их плечи. Здесь должен быть мотив, поскольку как в первом, так и во втором случае сам перевозчик расходов по НДС не несет, но помогая клиентам, вступает порой в нелегкую борьбу с бюрократическим аппаратом за подтверждение льготы. И здесь мы вынуждены констатировать ОТКАЗ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЬГОТЫ. Чаще всего это происходит в среде автотранспортных компаний и экспедиторов, поставляющих их услуги. Нет оснований для оптимизма и в отношении стивидорных компаний, так если по экспортным работам счета выставляются без НДС почти всеми стивидорами, то по импортным услугам ситуация совершенно противоположная. НЕТ ЕДИНОЙ ПОЛИТИКИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С КЛИЕНТАМИ ПО ВОПРОСУ НДС В ОАО «РЖД». Нашим агенством был проведен опрос клиентов ж/д сервиса и вот что выяснилось. Нормативно предусмотренная возможность оплаты провозного тарифа по таможенным грузам без НДС с последующим подтверждением льготы, трансформируется подразделениями РЖД по-разному, например, РефСервис начисляет клиентам НДС в счетах на предоплату и затем возмещает его в течение 6 месяцев после получения подтверждающих документов, ТрансКонтейнер и Тех.ПД ОЖД готовы собирать провозную плату без НДС, но требуют от клиентов подтверждающих документов в совершенно другие нежели обозначенные в законе сроки. Скажем Тех.ПД — к 10 числу месяца, следующего за месяцем отправки, ТрансКонтейнер на ОЖД начисляет НДС в счетах на предоплату провозного тарифа и предлагает клиентам его не оплачивать, но при условии подтверждения в течение месяца. На данную проблему можно посмотреть с двух сторон. С одной стороны, отсутствуют рыночные механизмы, стимулирующие поставщиков транспортных услуг пользоваться этим правом. Скажем, для автотранспортных предприятий, работающих на «коротком плече», суммы начисляемого НДС незначительны и соизмеримы с диапазоном рыночных цен, так что вопрос выставления НДС не является существенным для привлечения клиентов. Совсем другое объяснение напрашивается.в отношении стивидоров и РЖД, — монопольное положение на рынке. С другой стороны, отметим тот факт, что крупные транспортные компании, действующие в условиях конкуренции, вынуждены содержать отделы и службы, занимающиеся всецело вопросами возмещения НДС. Нельзя не согласиться и с тем фактом, что эти подразделения не приносят прибыли и являются по сути своей расходными. Таким образом, транспортники вынуждены расходовать немалые средства только для того, чтобы доказать свое законное право на нулевую ставку!!! Так что причина может быть и в том, что процедуры подтверждения нулевой ставки нуждаются в доработке в сторону упрощения. Однако, если экспортеры и импортеры, являясь российскими компаниями, могут возвратить уплаченный НДС хотя бы и по истечении 6 месяцев, то значительно хуже обстоит дело с транзитными грузами, здесь грузовладелец не является российским юридическим лицом и не имеет право на возмещение НДС, так что уплаченный по счетам, скажем стивидора, налог безвозвратно для него теряется. А это, в свою очередь, подрывает принципы, заложенные в российскую транспортную политику по привлечению транзитных грузов! В этой связи отметим ОТСУТСТВИЕ ЧЕТКОГО ПОНИМАНИЯ МЕЖДУ НАЛОГОВЫМ И ТАМОЖЕННЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ В ЧАСТИ ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ ПО ТРАНЗИТНЫМ ГРУЗАМ. Надеюсь, на сегодняшнем семинаре мы услышим более детальное освещение озвученных мною вопросов непосредственно от самих участников рынка и представителей регулирующих органов. Также надеюсь, что предложенные в ходе нашего семинара решения, найдут свое продолжение в реалиях отечественного транспортного рынка.


  • Комментарии: 0

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    19.07.2005
    С 15 августа 2005г. тарифные ставки на транзитные перевозки в/из Калининградской области через Литву […]
    21.07.2005
    Комбинированный ро-ро-контейнеровоз «Jolly Marrone» 1982г. сумел уйти от погони вооруженных пиратов в 100 милях […]
    29.07.2005
    Большой порт Санкт-Петербурга на гране системного кризиса с мощностями по хранению рефгрузов. Как сообщалось […]
    14.02.2005
    Приказом Генерального директора ОАО «Северное морское пароходство» Виктора Избицкого от 7 февраля 2005г. Александр […]
    17.03.2005
    Приказами президента ОАО «Российские железные дороги» Геннадия Фадеева от 16 марта 2005г. назначены новые […]
    14.11.2005
    Ускорение строительства танкеров в сочетании с огромным количеством заказов на суда ледового класса на […]
    16.05.2005
    В порту Витино осуществляется реконструкция перегрузочных комплексов. Такая информация прозвучала в докладе начальника отдела […]
    18.04.2005
    Согласно информации руководства акционерной судоходной компании «Укрречфлот» — самой мощной на сегодня судоходной компании […]
    01.06.2005
    В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2005г. N512-р о строительстве морского пассажирского […]
    31.03.2005
    ОАО «РЖД» предлагает внести изменения в 39 статью Устава железнодорожного транспорта РФ. Об этом […]
    22.03.2005
    Согласно информации руководства Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця»), ведомство приступило к разработке мероприятий […]
    19.05.2005
    ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» подписало 3 контракта на перевалку нефтепродуктов, которые будут доставлены на […]

  • Войти