Логин:
Пароль: 
Забыли?Запомнить
Регистрация/Демо-доступ
Home ЛентаТемыЗаказные исследования и отчетыПодписка SeaNewsЖурнал Freight.ru RusEng
НовостиОперативная аналитикаЭкспертное мнениеФотоотчетыПресс-релизыВакансииМероприятия
Подписка Закладка поиск  
На эту тему:
10 апреля 2017
14:24С ММП пытаются взыскать пошлину дважды
7 апреля 2017
15:52Единый лицевой счет в вопросах и ответах
6 апреля 2017
14:04Все о Едином лицевом счете
13 марта 2017
10:23Назначение в ФТС
22 февраля 2017
10:58Автоматический режим сработал
17 февраля 2017
11:36«ЭРА-ГЛОНАСС» пока не нужна?
10 февраля 2017
11:29Послали к Минпромторгу
31 января 2017
09:5331 января в истории транспортной отрасли
27 января 2017
13:20Что ждать от института обязательного предварительного информирования на транспорте?
26 января 2017
09:4326 января в истории транспорта

О решении Верховного суда по иску агентов к Минтрансу

1 декабря 2016, 14:35 / SeaNews / Рейтинг: 2727

Владимир Коростелев, участник НПИ АСИ «Совершенствование таможенного администрирования», бnoкa «Транспорт и логистика» Рабочей группы по реализации механизма «единого окна» во внешнеэкономической деятельности Евразийской Экономической Комиссии, прокомментировал решение судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ, которая удовлетворила иск Ассоциации морских агентов Санкт-Петербурга к Министерству транспорта РФ о признании недействующими положений Типовой схемы организации пропуска через государственную границу, обязывающих агентов обеспечивать доставку ГКО на борт судна и обратно.

В 2009 году Минтранс в приказе №247 о Типовой схеме организации государственного контроля в морских пунктах пропуска возложил на морских агентов обязанность доставки государственных контрольных органов на борт судно и обратно. Конечно, и до этого приказа таможенников, пограничников и врачей возили на машине к причалу и обратно, дарили скромные подарки от капитана, кормили на борту обедами. Но это было неофициально.

Смелым решением В.А. Олерского и Н.В. Жихаревой это положение узаконили, включили в Типовую схему для морских пунктов пропуска, и у «ребят поехала крыша».

Так, уже в полном соответствии с приказом Минтранса №247 в морском порту Сочи прописали обязанность обеспечения государственных контрольных органов «завтраками, обедами и ужинами» плюс обеспечение «своевременным питанием и бытовыми условиями» при «работе» государственных контрольных органов на круизных судах. Указанный порядок действовал до сентября 2015 года и был отменен только после критики со стороны Координационного совета Комитета по транспорту Государственной Думы РФ.

В Санкт-Петербурге врачи, территориально расположенные на Васильевском острове, смело звонили представителям агентирующих компаний в порт с требованием прислать легковой автомобиль для отправки «на комиссию», как «это положено по приказу Минтранса». И ничего, что по городским пробкам дорога занимала 4 часа в оба конца – пароход подождет, у чиновников «служба».

Еще более яркую картину сообщил несколько лет назад перевозчик, работающий в порту Тамань: «Пункт пропуска и помещение для пограничников есть, а самих пограничников нет. Агент возит пограничников на каждую комиссию из Порта Кавказ, а это 60-70 км в одну сторону и столько же обратно. Также на приход судна частенько возят врача из Темрюка, хотя делать ему на танкере откровенно нечего. А это порядка 90-100 км от Тамани. В целом, для сбора комиссии по приему судна нужно порядка 2 часов и минимум 2 автомобиля. За один судозаход автомашины агентства наматывают порядка 1500-1700 км. До Москвы можно доехать».

Казалось бы, неужели у погранслужбы, таможенников и других госорганов нет служебного автопарка? Неужели сотрудники государственных органов по делам службы пользуются таксомоторами?

Конечно же, нет, но ни у кого из них нет и мысли для исполнения государственных функций на борту судна воспользоваться служебным автотранспортом, а также служебными катерами (например, как говорят, самыми быстрыми в порту Новороссийск катерами таможни).

Положение об отмене доставки государственных контрольных органов транспортом морских агентов (пункт 20 Плана) было включено в «План по улучшению транспортной ситуации в морских портах» (распоряжение Правительства РФ №739-р от 30 апреля 2014 года). Минтранс отвел на отмену пункта собственного приказа целых два года и приписал: «доставка указанных должностных лиц судовладельцами или уполномоченными ими лицами на добровольной основе не исключается» (!!!)

А затем произошло чудо: при переносе пунктов Плана в общую «Дорожную карту «Совершенствование таможенного администрирования» (Постановление Правительства РФ №2571-р от 12 декабря 2015 года) указанный пункт 19.20 из нового Постановления куда-то пропал. И Минтранс не может объяснить, где он потерялся. Ведь на всех совещаниях в рабочей группе АСИ пункт 19.20 был (со новым сроком исполнения уже до 2018 года), а в опубликованном Постановлении Правительства РФ исчез. Но оно и понятно – кто ж добровольно лишит себя любимого «завтраков, обедов и ужинов» плюс подарков в праздничные дни?

В письмах Минтранса и ФТС России в АСИ говорилось о тяжелом финансовом положении наших государственных органов. Страшно даже представить, что может произойти, если участники ВЭД перестанут возить «служивых» коммерческим транспортом. Вчитайтесь в эти СУРОВЫЕ строки из письма ФТС в АСИ от 02.07.2015 №01-10/31807 про пункт 19.20: «Выделение ФСБ России финансовых средств из федерального бюджета на приобретение или аренду транспортных средств (лоцманских, рейдовых катеров, автомобилей и иной техники) для доставки представителей государственных контрольных органов на судно не предусмотрено.

Аналогичных дополнительных затрат не предусмотрено и для других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в морских пунктах пропуска. Приобретение таких транспортных средств для каждого государственного контрольного органа в отдельности приведет к существенному увеличению расходных обязательств государства».

И вот 17 ноября 2016 года Верховный Суд РФ за две недели решил проблему Минтранса, на которую чиновники отводили четыре года. Что будет с государством, если отечественные бюрократы начнут пользоваться служебным автотранспортом, даже подумать страшно.
А ведь на самом деле это только верхушка айсберга.

Ведь посмотрите – с одной стороны, судя по новостям, у нас активно внедряются технологии предварительного электронного информирования государственных контрольных органов об ожидаемом прибытии судов в российские порты (особенно активно этот порядок насаждается в Свободном порту Владивосток). Но с другой стороны применение новых информационных технологий не сокращает количества бумажных документов, требуемых государственными контрольными органами при оформлении прибытия и убытия судов. Представьте себе современное судно-контейнеровоз на 18000 TEU (контейнеров). И затем вообразите себе существующие требования российской таможни к морским перевозчикам: представить при прибытии копии коносаментов на каждый контейнер в 1 экземпляре при прибытии и в 3 экземплярах при убытии. Перемножьте количество контейнеров на судне на 3 экземпляра и вообразите себе тот объем макулатуры, которые ежедневно приносятся в таможню.
А почему, собственно?

А потому, что 100% проверка судов «комиссией» государственных контрольных органов при прибытии и после погрузки до убытия сохраняется в России в неизменной форме со времен СССР. Только у нас и в Нигерии приходящие суда не разгружаются немедленно, а стоят и ждут, когда до них дойдет очередь принять комиссию и важный таможенник поставит на судовом манифесте синий штамп «выгрузка разрешена».

Во все мире суда проверяются выборочно, на основе данных системы управления рисками, обрабатывающей электронную информацию. Российский ФТС информацию в электронной форме получает, но предпочитает работать с «бумагой».

Как это примерно происходит? Заступают сотрудники ГКО утром на службу, а рано утром караван судов уже зашел в порту, суда стоят у причалов и ждут, никто не разгружается. Важные бюрократы сидят в своих офисах и ждут – за ним должен приехать на машине морской агент и отвести его на судно. Судов много, а «уважаемых людей» всего 1-2 смены. Можно поехать сначала на это судно, а потом на другое. Можно проверять судно 40 минут, а можно 3 часа по нормативу. Кроме того, «важный человек» обычно не знает английского языка и без морского агента на судно ехать боится. И вот он «как подарок» в сопровождении морского агента поднимается на судно, важно перелистывает документы, копии которых ему накануне уже отнесли в нескольких коробках в офис и, наконец, через час ставит печать на разрешение грузовых операций. Ну что за фантастическая работа! Ну как можно не уважать таких «уважаемых людей»? Разве жалко для него бутылки коньяка и блока сигарет просто в знак уважения? Или кому-то жалко пригласить его на обед или предложить отвезти домой в конце смены? Разве ж все мы не люди? Что такого плохого написал в приказе Минтранс.

А плохо то, что требование доставки сотрудников ГКО морскими агентами противоречит Закону РФ «О Государственной границе» № 4730-1. Статьей 44 указанного закона установлено, что «обеспечение защиты Государственной границы является расходным обязательством РФ», а согласно статье 45 этого Закона материально-техническое обеспечение защиты Государственной границы осуществляется из государственных материально-технических и других фондов Российской Федерации. Требование к судовладельцам доставлять на борт судна представителей ГКО противоречит также части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

А в целом, система доставки – суть обоснование многочасовых простоев судов в российских портах, как и обоснование раздутой штатной численности государственных служб. На международной конференции «Электронная таможня» в Москве 28 ноября 2016 года выступил представитель Комиссии ООН по торговле и развитию (UNCTAD). Он интересную цифру озвучил. Знаете, сколько сотрудников вместе с администрацией, уборщицами и водителями в объединенной таможенно-налоговой службе Великобритании? – менее 3 (трех) тысяч человек. А численность российской таможенной службы представляете? – 55 (пятьдесят пять) тысяч человек.

Глядя на эти цифры, ситуация с бумажными документами, комиссиями и доставками, по-моему, становится предельно понятной. Российским бюрократам ЖИЗНЕННО ВАЖНО приезжать на пароходы и поверять бумажные документы. Никакие электронные технологии их не остановят. Их может остановить только суд.

Оцените статью:

21

Комментарии

    ОПУБЛИКОВАНО
    Владимир Юрьевич Коростелев, 19.12.2016 13:12:25
    Решение Верховного Суда РФ от 17 ноября 2016 года по иску морских агентов к Минтрансу России
    Переход по ссылке - http://www.vsrf.ru/vs_cases6_npa.php?autor=1050026

 

Комментировать:

Комментировать статьи может только авторизованный пользователь SeaNews!
 
27 апреля 2017
15:07В тренде ускоренного развития
17 апреля 2017
14:16Бастовали или не работали?
7 апреля 2017
10:39Кому выгодно повышение тарифов Платона
3 апреля 2017
16:02Протест против Платона – форс-мажор или не форс-мажор?
28 марта 2017
17:26За и против «Платона»
12:44Игорь Евстафьев: Никто не должен проиграть
20 марта 2017
16:17Спрос на LCL и LTL перевозки растет
8 февраля 2017
12:19У «Чукотэнерго» есть все для обеспечения надежного электроснабжения трех судов
6 февраля 2017
16:51Китай в зоне повышенного внимания
3 февраля 2017
13:59Мультимодальные перевозки на российской почве
2 февраля 2017
10:48Особенности проектной логистики
30 января 2017
14:21Куда лучше инвестировать в 2017 году
27 января 2017
13:20Что ждать от института обязательного предварительного информирования на транспорте?
24 января 2017
10:51Рынок стал более конкурентным
20 декабря 2016
16:39Первая пятилетка SeaGo Line
10:48Поле государственно-частного партнерства дает всходы
2000 - 2017 © SeaNews Все права защищены. Перепечатка или распространение публикуемой информации в любой форме любым способом запрещены без письменного предварительного согласия владельца авторских прав. Редакция: editor@seanews.ru
Продажи и реклама: sales@seanews.ru
Журнал Freight.RU: freight@seanews.ru
Рейтинг@Mail.ru
Контакты | Реклама | Подписка | Подписка SeaNews | Проект SeaNews | От Редакции
Санкт-Петербург: +7 (812) 380-3826, +7 (812) 380-3827(факс)
 
E-mail:

Добавить на этом компьютере:
Сделать домашней страницей Сделать домашней страницей
Добавить в избранное Добавить в избранное