• Рус
    • Eng
  • Обновленный УЭО

  • Владимир Антропов, руководитель «Канавара Групп»

    С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, которого всё бизнес-сообщество ждало с нетерпением, но хочется задать вопрос, оправдал ли ТК ЕАЭС ожидания в части контроля за деятельностью уполномоченных экономических операторов.

    Уполномоченные экономические операторы (УЭО) – юридические лица, вовлеченные в международное движение товаров. УЭО соответствуют стандартам безопасности Всемирной таможенной организации или аналогичной системы поставок (ВТаО). Нововведением по ТК ЕАЭС является то, что под категорию УЭО попадают производители, таможенные представители, перевозчики, торговые посредники и т.д.

    С 2018 года введены три типа свидетельств с разными перечнями упрощений, количество которых расширено; разграничение на производственные и непроизводственные компании снято; предложена регрессивная шкала размера обеспечения.

    К принципиально важному новшеству можно отнести введение понятия коэффициента финансовой устойчивости.

    Обновленный УЭООднако преимущества для УЭО не раскрыты и непонятны. Так, при получении статуса УЭО для таможенного представителя сумма обеспечения станет больше на начальном этапе, но основное упрощение – выпуск до подачи таможенной декларации – не представится возможным применить ввиду невозможности для таможенного представителя выступать лицом, ответственным за финансовое регулирование, и декларантом.

    Влияние системы управления рисками на категорирование участников ВЭД (порядок автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности, утвержден приказом ФТС России от 1 декабря 2016 г. № 2256), являющихся уполномоченными экономическими операторами, также неясно: на совещаниях и в разъяснениях, публикуемых на сайте ФТС России, должностные лица ФТС утверждают, что автоматизированное категорирование не имеет отраслевой направленности и применяется в отношении всех участников внешнеэкономической деятельности независимо от вида их деятельности, категорий перемещаемых товаров и направления перемещения (экспорт/импорт), но как это тогда стыкуется с тем, что согласно пункта 3 статьи 430 ТК ЕАЭС УЭО относятся к низкому уровню риска?

    В настоящий момент действуют региональные риски в отношении УЭО, в связи с чем большинство компаний – действующие УЭО приняли решение не применять имеющиеся упрощения в связи с тем, что выгода в применении таких упрощений теряется как таковая: приходится ждать досмотров на своем складе более чем несколько дней, на заявления срабатывает множество мер фактического контроля, что приводит к постоянным портовым издержкам, декларации на товары выпускаются таможней далеко не в первоочередном порядке, постоянно незаконно берется обеспечение уплаты таможенных платежей, несмотря на то, что согласно пункта 2 статьи 120 ТК ЕАЭС обеспечение при выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений не предоставляется в случаях, когда декларантом является УЭО, а также когда это определено законодательством государств – членов ЕАЭС.

    Лица, обязанные консультировать УЭО, обозначены таможней формально, по факту никакое консультирование не осуществляется. Да и как консультировать, если позиции у всех таможен разные, а единого мнения, основанного на положениях ТК ЕАЭС так и не доведено?

    С учетом вышесказанного хочется задать вопрос: когда же статус УЭО и контроль за деятельностью УЭО будет регулироваться по закону, в соответствии с законодательством ЕЭАС, основанном на европейской модели?

    Прототипом УЭО ЕАЭС являются УЭО Евросоюза, статус которых регулируется на основании Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли, разработанных Всемирной таможенной организацией.

    Европейская модель развития в сфере уполномоченных экономических операторов является наиболее практичным и логичным.

    Законодательство ЕС позволяет получить статус УЭО не одной компании, а группе компаний. Для этого необходимо, чтобы компания-учредитель заполнила анкету, а все дочерние компании подали соответствующие заявления в своих странах.

    Основные преимущества УЭО являются неотъемлемой частью законодательства ЕС, регулирующего статус УЭО, и зависят от типа разрешения. В числе прочего законодательством ЕС для УЭО предусмотрены облегченный допуск к таможенным упрощениям (льготам), сниженный документооборот, обеспечение безопасности и сохранности, предварительное уведомление в случае срабатывания фактического таможенного контроля, предварительное уведомление, приоритетный режим проведения фактического таможенного контроля (в связи с иным таможенным законодательством), возможность запросить конкретное место проведения таможенного контроля, взаимное признание с третьими странами.

    Косвенными выгодами, которые дает статус УЭО в ЕС, являются признание в качестве надежного и безопасного делового партнера, улучшение отношений с таможенными и другими государственными органами, сокращение краж и потерь, сокращение задержек в поставках, улучшение планирования, улучшение обслуживания клиентов, повышение лояльности клиентов, снижение затрат на инспекции поставщиков и расширение сотрудничества и т.д.

    По состоянию на начало января 2018 года (момент вступления в силу ТК ЕАЭС) в реестре ФТС России было 175 действующих УЭО. Вопрос в рамках вышесказанного у бизнес-сообщества один: когда статус УЭО признают на территории РФ, не будут заставлять УЭО заниматься самоконтролем, ведь не просто так выдаются свидетельства в ФТС, хочется в это верить. Надеемся, что все моменты будут отражены в столь долгожданном новом законе о таможенном регулировании, соответствующих Решениях Комиссии ЕАЭС, новом Административном регламенте ФТС России.

    Наша компания – «Канавара Групп» – активно принимает участие в семинарах при ФТС России и состоит в рабочей группе коллегии ЕЭК.  В числе прочего до участников ВЭД на этих мероприятиях была доведена информация о планах по введению нового реестра уполномоченных экономических операторов в рамках ЕВРАЗЭС, об основных нарушениях, выявленных в ходе проверки документов и сведений, заявляемых уполномоченными экономическими операторами.

    Однако, принципиально важное новшество УЭО – это возможность пользоваться специальными упрощениями не только декларанту, но всем лицам, задействованным в цепи поставок. Это основное условие включения в реестр УЭО с выдачей свидетельств 2 и 3 типов. Также отмечу, что УЭО в соответствии с ТК ЕАЭС отнесен к «низкой» категории риска. Это означает как доверие со стороны ФТС, так и сниженные меры таможенного контроля на всех этапах декларирования.

    Обновленный УЭО

    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

  • Комментарии: 0

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    АгентАссоциация морских агентовПограничный контрольПравила 06.03.2018 Человек и закон
    Самое длинное (мы засекали) выступление на агентской конференции, организованной Ассоциацией морских агентов Санкт-Петербурга, было у заместителя начальника КПП […]
    0
    Законодательство 18.01.2018 Новые правила регистрации судов – новые проблемы
    Заявления о том, что срок первоначальной государственной регистрации судна сокращается до одних суток, являются лукавством
    0
    IMOБункерное топливоОграниченияПравила 14.02.2018 Поправки к MARPOL
    Подкомитет IMO по предотвращению загрязнений и реагированию (Sub-Committee on Pollution Prevention and Response – PPR) согласовал проект поправок к Конвенции […]
    0
    ВЭДНовороссийскэкспертный советЮг 27.03.2018 Экспертный совет Госдумы по ВЭД в Новороссийске
    Председатель экспертного совета по развитию внешнеэкономической деятельности Андрей Ветлужский о том, зачем нужны экспертные советы
    0
    DNV GLИнновацииКибербезопасностьКлассификационное обществоПравилаЦифровизация 06.06.2018 Шиппинг в нижней точке цикла
    DNV GL о трендах в морской индустрии, декарбонизации, цифровизации и кибербезопасности
    0
    IMOОграниченияПравила 06.02.2018 Сессия подкомитета IMO по предотвращению загрязнений и реагированию 
    На этой неделе в штаб-квартире Международной морской организации в Лондоне проходит сессия подкомитета IMO по предотвращению загрязнений и реагированию (Sub-Committee […]
    0
    ЗаконодательствоПравилаРоссийский флаг 12.04.2018 Медвежья услуга российским судовладельцам
    Если российский судовладелец приобретёт судно за границей или построит его на иностранной верфи, то каким образом он сможет перегнать судно без государственного флага в российский порт?
    0
    ВетеринарыГраницаЗаконодательствоТаможня 24.04.2018 Изменения в закон о порядке пропуска через госграницу
    По информации пресс-службы Кремля, президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части […]
    0
    АвтоперевозкиЗаконодательство 06.04.2018 Ни оперативно, ни дешево
    Несколько предложений в российское законодательство, регулирующее автомобильные перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов, которые могли бы сделать такие перевозки […]
    0









  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Запросить аналитическое исследование

    Вы получите письмо на указанный email со сгенерированным паролем



  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Подписка на закрытую аналитику

    Help Text

    Сумма руб. (НДС не облагается):   90,000 руб.

  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Приобретение подписки на Сервис ВЭД