• Рус
    • Eng
  • Потенциал есть, условий нет

  • Президент Калининградской областной федерации парусного спорта Константин Малецкий о перспективах и препятствиях для развития туризма на внутренних водных путях

    Одним из природных богатств Российской Федерации является огромный ресурс водных объектов в виде рек, озёр, заливов, морей и береговой линии океанов.

    С развитием производительных сил происходит смена приоритетов во многих отраслях экономики. Меняются приоритеты с точки зрения видов транспорта, задействованных в перевозке грузов и пассажиров. По целому ряду причин реки как естественные водные пути становятся всё менее востребованы. При этом после ухода транспортной составляющей природа по берегам рек и водоёмов возвращается во всём своём великолепии, которое так привлекает современного городского человека.

    Потенциал есть, условий нетВ Европе на смену речному транспорту на реки, озёра и заливы уже давно пришли небольшие прогулочные суда и яхты. Этот вид отдыха становится всё более привлекательным и разнообразным, а главное востребованным среди жителей и гостей стран Европы.

    В России оказание возмездных услуг с использованием маломерных судов как отдельный бизнес, к сожалению, практически отсутствует. Главным препятствием к становлению малого предпринимательства в сфере водного туризма на базе маломерных парусных и моторных судов является федеральное законодательство. Действующие нормы Кодекса торгового мореплавания и Кодекса внутреннего водного транспорта жёстко ограничивают использование маломерных судов в коммерческих целях в том случае, если судно не зарегистрировано в Морском или Речном регистрах. Дополнительно существует еще одно препятствие – маломерным судном, зарегистрированным в Регистре, может управлять только судоводитель с дипломом, выданным в системе Минтранса РФ. При этом существующие нормативные акты, которыми руководствуются оба регистра при регистрации маломерных судов, настолько обременительны по объёму требований и набору различных документов и соответствию этих документов регистровым требованиям, что в конечном итоге владелец маломерного судна отказывается даже пытаться осуществлять в рамках закона предпринимательскую деятельность. Дополнительно существует ещё одно препятствие – маломерным судном, зарегистрированным в Регистре, может управлять только судоводитель с дипломом, выданным в системе Минтранса РФ. В итоге, от безысходности судовладельцы нередко уходят в «тень» и оказывают услуги нелегально.

    Потенциал есть, условий нет

    Особенно остро проблема законного предпринимательства с маломерными судами встала в Крыму после вхождения его в состав Российской Федерации, и до настоящего времени она не решена. Маломерные суда активно эксплуатируются и в прибрежном рыболовстве, имеющем коммерческую направленность, – также с отступлением от норм федерального законодательства.

    В Калининградской области, являющейся отдельным субъектом Российской Федерации, закрытым от основной территории России территориями двух иностранных государств, протекает более 4,5 тысяч рек и речушек. Значительное большинство из них относится к разряду малых и имеют длину от 10 до 25-50 км. В границах области находятся также Калининградский и Куршский заливы, которые имеют выход в Балтийское море. В целом, сеть внутренних водных путей Калининградской области достаточно развита, её плотность почти в 10 раз превышает среднероссийский показатель.

    Потенциал есть, условий нет  В настоящее время в регионе на зарегистрированных стоянках базируются 1250 парусных и моторных судов. При создании комфортных условий для судовладельцев флот маломерных судов может увеличиться до десятков тысяч – такие цифры соответствуют показателям приграничных европейских стран.

    В соседней с Калининградской областью Республике Польша среднегодовой доход от предпринимательства в сфере водного туризма с использованием маломерных судов составляет, по оценкам, более 7 млрд евро. В основном это доходы от сдачи маломерных судов в аренду (так называемый чартер). Это направление коммерческого использования маломерных судов, в нашей стране, отсутствует полностью. За сравнительно небольшое время при поддержке государства Польша стала одним из основных производителей и экспортёров маломерных судов на мировой рынок.

    В масштабах Калининградской области при условии поддержки малого предпринимательства в сфере водного туризма со стороны государства, по экспертным оценкам, можно рассчитывать на суммарный ежегодный доход в данной сфере на уровне 3,5 млрд рублей.

    При этом приходится констатировать, что все обращения с нашей стороны по линии депутатов Государственной Думы РФ и правительства Калининградской области в Правительство Российской Федерации с инициативой о внесении изменений в федеральное законодательство, предусматривающих исключение участия регистров в вопросах регистрации и контроля за маломерными судами, эксплуатируемыми в коммерческих целях, получили отрицательные заключения со стороны Минтранса России. А на изменение собственной нормативной базы Минтранс идет тяжело и, главное, очень медленно. Основной аргумент Минтранса – забота о безопасности пассажиров, при этом, если то же самое маломерное судно перевозит людей без взимания с них платы за услугу, то вроде как и нет нарушений.

    Потенциал есть, условий нет

    Один из бывших членов регионального парламента, с которым мы проводили консультации по сложившейся негативной ситуации в области законодательства, регулирующих коммерческое использование маломерных судов, сказал, что для решения таких вопросов нужен «заинтересованный финансовый источник» для покрытия материальных затрат, связанных с изменением законодательства, без них вопрос не решить.

    Получается, что без участия бизнеса изменить законодательство невозможно, а без изменения законодательства бизнес в сферу водного туризма не придёт. Круг замкнулся. Есть огромный потенциал водных объектов как ресурса для развития внутреннего и международного туризма, а условий для появления услуг возмездного характера с использованием маломерных судов, которые могли бы этот потенциальный туристический поток обслуживать, нет.

     

     

    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

  • Комментарии: 0

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    ЗаконодательствоПравилаРоссийский флаг 12.04.2018 Медвежья услуга российским судовладельцам
    Если российский судовладелец приобретёт судно за границей или построит его на иностранной верфи, то каким образом он сможет перегнать судно без государственного флага в российский порт?
    0
    АвтоперевозкиЗаконодательство 06.04.2018 Ни оперативно, ни дешево
    Несколько предложений в российское законодательство, регулирующее автомобильные перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов, которые могли бы сделать такие перевозки […]
    0
    Законодательство 18.01.2018 Новые правила регистрации судов – новые проблемы
    Заявления о том, что срок первоначальной государственной регистрации судна сокращается до одних суток, являются лукавством
    0
    ВЭДЗаконодательствоПравилаТаможенный бизнес 13.04.2018 Обновленный УЭО
    Когда же статус уполномоченного экономического оператора и контроль за деятельностью УЭО будет регулироваться по закону, в соответствии с законодательством ЕЭАС, основанном на европейской модели?
    0









  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Запросить аналитическое исследование

    Вы получите письмо на указанный email со сгенерированным паролем



  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Приобретение подписки на регулярную аналитику

  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Приобретение подписки на Сервис ВЭД

  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Запросить полные примеры материалов оперативной аналитики