• Рус
    • Eng
  • Таможенные представители смогут сэкономить полмиллиона евро

  • 130908-avelana-468x60_6_russian_html5

  • Об изменениях размера обеспечения исполнения обязанностей таможенных представителей рассказывает Мария Головня, юрист, Адвокатское бюро «Лигал арт»

    Окончательное принятие Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) всеми странами-участницами официально состоялось после подписания Белоруссией 11 апреля 2017 г. Договора о ТК ЕАЭС.

    Ряд практически важных вопросов не получил своего отражения в ТК ЕАЭС и был переадресован Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и национальным законодательствам государств-участников ЕАЭС. К числу таких вопросов отнесено и определение размера обеспечения исполнения обязанностей таможенных представителей.

    Действующий Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) определяет условия для включения юридического лица в реестр таможенных представителей. Одним из таких условий является предоставление им обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме, эквивалентной 1 млн евро (статья 13 ТК ТС). Участники ВЭД не раз отмечали, что в условиях экономического кризиса, санкций и нестабильной обстановки на валютных рынках такой размер обеспечения представляется чрезмерным.

    Более того, в ходе обсуждений и выработки позиции ЕЭК было установлено, что, по данным ФТС России1, экономическая обоснованность такого размера обеспечения отсутствует, а случаев его использования при взыскании таможенных платежей за всю историю было не так уж много. Например, за 2014-2016 гг. отмечено только семнадцать случаев взыскания таможенных платежей и пеней за счет «реестрового» обеспечения. При этом в 13 случаях сумма взыскания составила менее 100 тыс. евро, а в четырех – от 100 до 500 тыс. евро. При этом совершенно отсутствовали случаи, когда «реестрового» обеспечения оказалось недостаточно для покрытия ущерба государственной казны.

    Таким образом, данный механизм стал излишним и необоснованным бременем для таможенных представителей, и необходимость снижения верхнего порога обеспечения назрела сама собой. В конечном итоге решение данного вопроса было перенесено в законодательную плоскость.

    Согласно статье 402 еще не вступившего в силу ТК ЕАЭС, размер обеспечения таможенных представителей определяется ЕЭК. Напомним, что в эту группу не входят таможенные представители, специализирующиеся на совершении таможенных операций в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и помещаемых под таможенную процедуру экспорта.

    Поиск общего знаменателя по вопросу определения размера таможенного обеспечения сильно затянулся. Причиной тому послужила принципиальная разница в позициях государств-участников ЕАЭС.

    Начиная с января 2017 года на заседаниях ЕЭК рассматривались различные механизмы, позволяющие определить размер обеспечения. Один из вариантов – установление единого размера обеспечения с его последующим поэтапным снижением в зависимости от продолжительности и добросовестности деятельности таможенного представителя (так называемый механизм «скользящей шкалы обеспечения»). Другой – введение дифференцированных размеров обеспечения в каждом государстве-члене ЕАЭС. Так, например, Кыргызская Республика предлагала установить для нее размер обеспечения, равный эквиваленту 150 тыс. евро, а Россия и Белоруссия настаивали на сохранении 1 млн евро.

    Результатом поиска компромисса стал опубликованный 23 мая 2017 г. проект решения ЕЭК, предусматривающий установление единого для всех таможенных представителей размера обеспечения. Сумма определена в размере не менее 500 тыс. евро.

    По информации от департамента-разработчика, установление единого пониженного размера обеспечения будет способствовать появлению новых субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих профессиональную деятельность в качестве таможенного представителя. Как следствие, это позволит создать новые рабочие места и приведет к развитию конкурентной среды.

    Опубликованный проект решения выступает наглядной демонстрацией состоявшегося диалога между представителями государственных структур и бизнеса. Ослабление финансовой нагрузки на таможенных представителей, безусловно, может оказать позитивный экономический эффект.

    Вместе с тем, к большому сожалению, информационно-аналитическая справка к проекту не содержит причин, по которым ЕЭК не принял альтернативные механизмы определения размера таможенного обеспечения. Ссылка разработчиков на противоречие иных предложений принципам добросовестной конкуренции выглядит, по меньшей мере, неинформативной.

    По мнению бизнес-сообщества, возможность использования «скользящей шкалы обеспечения» незаслуженно ЕЭК оставлена без внимания, хотя именно она является наиболее оптимальным способом обеспечения. Такой вариант позволил бы учесть как финансовые интересы бизнеса, так и стратегические цели государств-членов ЕАЭС.

    Кроме того, нельзя не отметить, что отсутствуют любые попытки ЕЭК обосновать использование евро эквивалента в качестве базы для определения размера обеспечения. Учитывая, что взыскание из суммы обеспечения, выплата заработной платы работникам, а также оплата банковской гарантии осуществляются таможенными представителями в национальной валюте (применительно к Российской Федерации – в рублях), сохранение валютного эквивалента выглядит непоследовательным. Однако такой подход является продолжением общей логики построения как действующего ТК ТС, так и планируемого к вступлению ТК ЕАЭС, поэтому шансов изменить эту практику практически не было.

    В целом проект решения можно охарактеризовать позитивно – предлагаемый размер обеспечения существенно ниже ныне существующей суммы и действительно облегчит финансовое бремя игроков рынка.

    В завершении отметим, что до 22 июня 2017 года проект решения ЕЭК проходит стадию публичного обсуждения для оценки его регулирующего воздействия. Заинтересованные лица еще могут внести свои предложения по изменению подхода ЕЭК либо поддержать предложенный проект, заполнив опросный лист на правовом портале ЕЭК.

    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

  • Комментарии: 0

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    Антимонопольное регулированиеДокументыЗаконодательствоПортыСтивидорыФАС 24.10.2017 Про недискриминационный доступ к услугам в портах
    На сайте правительства опубликовано от 20 октября 2017 года №1285 «О порядке недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных […]
    0
    Гильдия ГермесТаможенные процедурыТаможенный бизнес ТаможняФТС 28.06.2017 Чем хорош сервис «личный кабинет» ФТС
    О внешнеэкономической деятельности «новой реальности» говорили участники круглого стола, который организовал ПАО Банк «ФК «Открытие» при поддержке НП […]
    0
    Ж/д перевозкиЖелезная дорогаПроисшествияТаможенный кодекс 28.03.2017 О государственном контроле и надзоре в сфере жд перевозок
    Участники 13-й международной конференции «Смешанные перевозки опасных грузов и контейнеров», организатором которой является Международная ассоциация по опасным грузам […]
    0
    ЕАЭСТаможенный кодекс 20.09.2017 О некоторых нормах перемещения транспортного средства международной перевозки
    Представитель Евразийской экономической комиссии Сергей Соколов в ходе 9-го Балтийского транспортного форума разъяснил положения Таможенного кодекса ЕАЭС, касающиеся перемещения […]
    0
    ЕАЭСТаможенный кодекс 13.09.2017 Об изменениях таможенного транзита в странах ЕАЭС
    На 9-м Балтийском транспортном форуме советник отдела таможенных операций и таможенного контроля департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики […]
    0
    Контрейлерные перевозкиТаможенный кодекс 14.09.2017 Что есть, то уже есть
    На 9-м Балтийском транспортном форуме участники обсудили статус контрейлерных перевозок в части таможенного транзита через Калининградскую область. «Мы […]
    0
    АвтоперевозкиДокументыЗаконодательствоМДПТаможня 31.08.2017 Проект приказа по МДП
    Министерство финансов разработало проект приказа «О перемещении товаров в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с […]
    0
    ЗаконодательствоПравительствоЭлектронный документооборот 27.01.2017 Что такое документ в электронном виде
    Постановлением правительства РФ от 24 января 2017 года №63 понятие «документ в электронном виде» определено как электронный документ, […]
    0
    ЗаконодательствоЗаконопроектЛоцманы 02.11.2017 Есть ли в России компетентная лоцманская власть?
    Проект Положения о морских лоцманах Российской Федерации комментирует капитан дальнего плавания, инженер по организации перевозок и управлению на морском транспорте, юрист Евгений Селюков
    0
    ЕАЭСТаможенный кодекс 04.05.2017 Новый Таможенный кодекс ЕАЭС вступит в силу 1 января 2018 года
    Новый Таможенный кодекс ЕАЭС вступит в силу с 1 января 2018 года, сообщается на сайте Евразийской экономической комиссии […]
    0
    ЕАЭСКоллегияТаможенный кодекс 05.09.2017 Итоги заседания Коллегии Евразийской экономической комиссии
    Приняты решения по практической реализации норм Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который должен вступить в силу с начала 2018 года.
    0
    UglegorskВладивостокЗаконодательствоПортыСвободный порт 03.07.2017 Углегорск включен в свободный порт Владивосток
    Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О свободном порте Владивосток», сообщается […]
    0













  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Запросить аналитическое исследование

    Вы получите письмо на указанный email со сгенерированным паролем



  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Приобретение подписки на регулярную аналитику

  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Приобретение подписки на Сервис ВЭД

  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Запросить полные примеры материалов оперативной аналитики