• Рус
    • Eng
  • О решении Верховного суда по иску агентов к Минтрансу

  • Владимир Коростелев, участник НПИ АСИ «Совершенствование таможенного администрирования», бnoкa «Транспорт и логистика» Рабочей группы по реализации механизма «единого окна» во внешнеэкономической деятельности Евразийской Экономической Комиссии, прокомментировал решение судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ, которая удовлетворила иск Ассоциации морских агентов Санкт-Петербурга к Министерству транспорта РФ о признании недействующими положений Типовой схемы организации пропуска через государственную границу, обязывающих агентов обеспечивать доставку ГКО на борт судна и обратно.

    В 2009 году Минтранс в приказе №247 о Типовой схеме организации государственного контроля в морских пунктах пропуска возложил на морских агентов обязанность доставки государственных контрольных органов на борт судно и обратно. Конечно, и до этого приказа таможенников, пограничников и врачей возили на машине к причалу и обратно, дарили скромные подарки от капитана, кормили на борту обедами. Но это было неофициально.

    Смелым решением В.А. Олерского и Н.В. Жихаревой это положение узаконили, включили в Типовую схему для морских пунктов пропуска, и у «ребят поехала крыша».

    Так, уже в полном соответствии с приказом Минтранса №247 в морском порту Сочи прописали обязанность обеспечения государственных контрольных органов «завтраками, обедами и ужинами» плюс обеспечение «своевременным питанием и бытовыми условиями» при «работе» государственных контрольных органов на круизных судах. Указанный порядок действовал до сентября 2015 года и был отменен только после критики со стороны Координационного совета Комитета по транспорту Государственной Думы РФ.

    В Санкт-Петербурге врачи, территориально расположенные на Васильевском острове, смело звонили представителям агентирующих компаний в порт с требованием прислать легковой автомобиль для отправки «на комиссию», как «это положено по приказу Минтранса». И ничего, что по городским пробкам дорога занимала 4 часа в оба конца – пароход подождет, у чиновников «служба».

    Еще более яркую картину сообщил несколько лет назад перевозчик, работающий в порту Тамань: «Пункт пропуска и помещение для пограничников есть, а самих пограничников нет. Агент возит пограничников на каждую комиссию из Порта Кавказ, а это 60-70 км в одну сторону и столько же обратно. Также на приход судна частенько возят врача из Темрюка, хотя делать ему на танкере откровенно нечего. А это порядка 90-100 км от Тамани. В целом, для сбора комиссии по приему судна нужно порядка 2 часов и минимум 2 автомобиля. За один судозаход автомашины агентства наматывают порядка 1500-1700 км. До Москвы можно доехать».

    Казалось бы, неужели у погранслужбы, таможенников и других госорганов нет служебного автопарка? Неужели сотрудники государственных органов по делам службы пользуются таксомоторами?

    Конечно же, нет, но ни у кого из них нет и мысли для исполнения государственных функций на борту судна воспользоваться служебным автотранспортом, а также служебными катерами (например, как говорят, самыми быстрыми в порту Новороссийск катерами таможни).

    Положение об отмене доставки государственных контрольных органов транспортом морских агентов (пункт 20 Плана) было включено в «План по улучшению транспортной ситуации в морских портах» (распоряжение Правительства РФ №739-р от 30 апреля 2014 года). Минтранс отвел на отмену пункта собственного приказа целых два года и приписал: «доставка указанных должностных лиц судовладельцами или уполномоченными ими лицами на добровольной основе не исключается» (!!!)

    А затем произошло чудо: при переносе пунктов Плана в общую «Дорожную карту «Совершенствование таможенного администрирования» (Постановление Правительства РФ №2571-р от 12 декабря 2015 года) указанный пункт 19.20 из нового Постановления куда-то пропал. И Минтранс не может объяснить, где он потерялся. Ведь на всех совещаниях в рабочей группе АСИ пункт 19.20 был (со новым сроком исполнения уже до 2018 года), а в опубликованном Постановлении Правительства РФ исчез. Но оно и понятно – кто ж добровольно лишит себя любимого «завтраков, обедов и ужинов» плюс подарков в праздничные дни?

    В письмах Минтранса и ФТС России в АСИ говорилось о тяжелом финансовом положении наших государственных органов. Страшно даже представить, что может произойти, если участники ВЭД перестанут возить «служивых» коммерческим транспортом. Вчитайтесь в эти СУРОВЫЕ строки из письма ФТС в АСИ от 02.07.2015 №01-10/31807 про пункт 19.20: «Выделение ФСБ России финансовых средств из федерального бюджета на приобретение или аренду транспортных средств (лоцманских, рейдовых катеров, автомобилей и иной техники) для доставки представителей государственных контрольных органов на судно не предусмотрено.

    Аналогичных дополнительных затрат не предусмотрено и для других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в морских пунктах пропуска. Приобретение таких транспортных средств для каждого государственного контрольного органа в отдельности приведет к существенному увеличению расходных обязательств государства».

    И вот 17 ноября 2016 года Верховный Суд РФ за две недели решил проблему Минтранса, на которую чиновники отводили четыре года. Что будет с государством, если отечественные бюрократы начнут пользоваться служебным автотранспортом, даже подумать страшно.
    А ведь на самом деле это только верхушка айсберга.

    Ведь посмотрите – с одной стороны, судя по новостям, у нас активно внедряются технологии предварительного электронного информирования государственных контрольных органов об ожидаемом прибытии судов в российские порты (особенно активно этот порядок насаждается в Свободном порту Владивосток). Но с другой стороны применение новых информационных технологий не сокращает количества бумажных документов, требуемых государственными контрольными органами при оформлении прибытия и убытия судов. Представьте себе современное судно-контейнеровоз на 18000 TEU (контейнеров). И затем вообразите себе существующие требования российской таможни к морским перевозчикам: представить при прибытии копии коносаментов на каждый контейнер в 1 экземпляре при прибытии и в 3 экземплярах при убытии. Перемножьте количество контейнеров на судне на 3 экземпляра и вообразите себе тот объем макулатуры, которые ежедневно приносятся в таможню.
    А почему, собственно?

    А потому, что 100% проверка судов «комиссией» государственных контрольных органов при прибытии и после погрузки до убытия сохраняется в России в неизменной форме со времен СССР. Только у нас и в Нигерии приходящие суда не разгружаются немедленно, а стоят и ждут, когда до них дойдет очередь принять комиссию и важный таможенник поставит на судовом манифесте синий штамп «выгрузка разрешена».

    Во все мире суда проверяются выборочно, на основе данных системы управления рисками, обрабатывающей электронную информацию. Российский ФТС информацию в электронной форме получает, но предпочитает работать с «бумагой».

    Как это примерно происходит? Заступают сотрудники ГКО утром на службу, а рано утром караван судов уже зашел в порту, суда стоят у причалов и ждут, никто не разгружается. Важные бюрократы сидят в своих офисах и ждут – за ним должен приехать на машине морской агент и отвести его на судно. Судов много, а «уважаемых людей» всего 1-2 смены. Можно поехать сначала на это судно, а потом на другое. Можно проверять судно 40 минут, а можно 3 часа по нормативу. Кроме того, «важный человек» обычно не знает английского языка и без морского агента на судно ехать боится. И вот он «как подарок» в сопровождении морского агента поднимается на судно, важно перелистывает документы, копии которых ему накануне уже отнесли в нескольких коробках в офис и, наконец, через час ставит печать на разрешение грузовых операций. Ну что за фантастическая работа! Ну как можно не уважать таких «уважаемых людей»? Разве жалко для него бутылки коньяка и блока сигарет просто в знак уважения? Или кому-то жалко пригласить его на обед или предложить отвезти домой в конце смены? Разве ж все мы не люди? Что такого плохого написал в приказе Минтранс.

    А плохо то, что требование доставки сотрудников ГКО морскими агентами противоречит Закону РФ «О Государственной границе» № 4730-1. Статьей 44 указанного закона установлено, что «обеспечение защиты Государственной границы является расходным обязательством РФ», а согласно статье 45 этого Закона материально-техническое обеспечение защиты Государственной границы осуществляется из государственных материально-технических и других фондов Российской Федерации. Требование к судовладельцам доставлять на борт судна представителей ГКО противоречит также части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

    А в целом, система доставки – суть обоснование многочасовых простоев судов в российских портах, как и обоснование раздутой штатной численности государственных служб. На международной конференции «Электронная таможня» в Москве 28 ноября 2016 года выступил представитель Комиссии ООН по торговле и развитию (UNCTAD). Он интересную цифру озвучил. Знаете, сколько сотрудников вместе с администрацией, уборщицами и водителями в объединенной таможенно-налоговой службе Великобритании? – менее 3 (трех) тысяч человек. А численность российской таможенной службы представляете? – 55 (пятьдесят пять) тысяч человек.

    Глядя на эти цифры, ситуация с бумажными документами, комиссиями и доставками, по-моему, становится предельно понятной. Российским бюрократам ЖИЗНЕННО ВАЖНО приезжать на пароходы и поверять бумажные документы. Никакие электронные технологии их не остановят. Их может остановить только суд.

  • Комментарии: 0

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    FESCO АрестВладивостокский морской торговый портВоСуд 21.06.2018 Об аресте счетов ВМТП
    По информации Транспортной группы FESCO, Московский городской суд принял решение оставить без изменений постановление Тверского районного суда города Москвы […]
    0
    Hyundai Heavy Industries ГосзаказСудТендер 29.01.2018 HHI закрыли доступ к госзаказу
    По строительству военных кораблей
    0
    АгентАссоциация морских агентовБольшой порт Санкт-Петербург Пограничный контрольСМП-Петербург 22.02.2018 Погрузку можно отменить, комиссию – нет
    Если судно пересекло границу, оно обязано зайти в порт для комиссии, даже если погрузки не будет. Расходы судовладельцев на портовые сборы и оплату буксиров никого не волнуют.
    1
    КоллегияРеформаСЗТУТаможня 09.06.2018 Коллегия СЗТУ обсудила ход реформ
    8 июня 2018 года состоялось очередное заседание коллегии Северо-Западного таможенного управления. Как сообщили SeaNews в отделе по связям […]
    0
    Таможенные процедурыТаможня 19.04.2018 Предварительная информация по единым правилам
    О новых решениях Евразийской экономической комиссии
    0
    Министерство транспортаПункты пропуска Таможня 01.06.2018 Отписка вместо новой технологии государственного контроля
    Минтранс не справился с изменением Типовой схемы в морских пунктах пропуска
    0
    BelugaHansa Heavy LiftHeavyliftСуд 16.03.2018 Три с половиной года тюрьмы
    Оглашен приговор основателю Beluga
    0
    ВеликобританияСовкомфлотСуд 04.06.2018 Дело Совкомфлота закрыто
    Верховный суд Великобритании отказал в апелляции
    0
    СовкомфлотСудТаможня 20.03.2018 Совкомфлот отсудил пошлины у таможни
    Но потерял деньги в британских судах
    0









  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Запросить аналитическое исследование

    Вы получите письмо на указанный email со сгенерированным паролем



  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Подписка на закрытую аналитику

    Help Text

  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Приобретение подписки на Сервис ВЭД