• Рус
    • Eng
  • Финансовый кризис

  • Все, что можно потрогать руками, можно перемещать. Финансовые средства, несмотря на растущую популярность денег “электронных”, не являются исключением из этого правила. Ограничивать тему денег и транспорта исключительно инкассаторскими перевозками глупо, точек соприкосновения у этих явлений гораздо больше. Являясь эквивалентом товара, деньги, и особенно их количество, оказывают непосредственное влияние на качество и саму возможность доставки всех прочих “радостей жизни”, да и на саму жизнь тоже, а посему пресловутый финансовый кризис по определению не может миновать транспортно-логистическую сферу.

    О том, дойдет ли западная зараза до России, сегодня говорить уже бессмысленно – на ровном месте торги на биржах никто не останавливает. Обладательницей каких именно “подушек безопасности” от “непростых явлений в мировой экономике” является страна, тоже до конца непонятно. А вот что касается бизнеса, то тут все понятно – работать себе в убыток ни один разумный игрок не будет, в противном случае это будет уже не бизнес.

    Последний номер русского “Newsweek” отозвался на происходящие события замечательной обложкой. На титульном листе журнала красовались перечеркнутые изображения автомобиля, шезлонга, строительного крана и бытовой техники разного уровня надобности и стоимости. Идея авторов обложки понятна – пришло время потуже затянуть пояса и отказаться от всего того, к чему “среднестатистический россиянин”, живущий в стране с одной из самых динамично развивающихся экономик мира, успел в последнее время привыкнуть.

    Напрашивается вопрос, а зачем, собственно, теперь торговым сетям идти в “напаханые” края, если покоящееся на их прилавках электробритвы, йогурты и прочие японские зонтики будут в ближайшее время не нужны столичным жителям, тем паче провинциалам, которым с хлеба на квас перебиваться не привыкать.

    Пример неладных дел в ритейл-королевстве – решение акционеров “Ленты” повременить с продажей контрольного пакета сети. Этот шаг руководство компании объясняет именно обвалом на фондовом рынке.

    Вслед за “Лентой” о  намерении отложить ряд своих долгосрочных дорогостоящих проектов объявила X5 Retail Group. В условиях финансового кризиса компания реклассифицировала денежные средства в размере $82 млн, зарезервированные в форме аккредитатива под расширение логистических мощностей, в “Основные средства”, а $14 млн из “Операционного денежного потока” переведены в “Инвестиционный денежный поток”.

    К концу 2009г., по планам руководства компании, торговая сеть “Ленты”, работающая в формате “гипермаркет”, должна была насчитывать до 50 магазинов. X5 Retail Group, работающая под брендами “Пятерочка”, “Перекресток” и “Карусель”, в течение 2008г. намеривалась расширить свои торговые площади с имеющихся в начале года 600 тыс. кв. м до 760 тыс. кв. м.

    Не секрет, что экспансия ритейлеров в регионы сопровождается соответствующей поддержкой логистических операторов и девелоперов. Последние, надо сказать, нередко попадают впросак и “уходят в минус” на куда более исхоженных столичных территориях. Действительно, кто бы мог подумать, что строить логистический объект на московских окраинах может оказаться абсолютно невыгодно и проще снести уже возведенную коробку и с нуля на этом же месте поднять гостиничный комплекс.

    Одним из крупных зарубежных игроков на отечественном логистическом рынке является французская FM Logistic. В FM Logistic заявляют о том, что компания осуществляет инвестиции в строительство складских комплексов для собственного использования. Однако “галльская солидарность” FM Logistic с Auchan и Leroy Merlin не является секретом.

    По словам руководителя отдела внешних связей по Восточной Европе FM Logistic Аллы Лаоз, частично инвестиции в строительство логистических комплексов финансируются путем заимствований в европейских банках. “Но, поскольку в настоящий момент у многих западных банков возникли трудности с ликвидностью, мы также сталкиваемся с трудностями в получении кредитов для финансирования строящихся объектов, — поясняет А.Лаоз. – Строительство не останавливается, но приходится изыскивать возможности финансирования из внутренних средств”.

    Как отмечает финансовый директор холдинга STS Logistics Владимир Дорохов, вопрос влияния кризиса на торговые отношения является относительным. По его словам, на перевозку продукции первой степени важности, к числу которой относятся продукты питания, ситуация на бирже вряд ли повлияет. Наоборот, можно прогнозировать рост их объема. А вот с поставками строительных материалов действительно могут возникнуть проблемы, однако с ними столкнутся скорее девелоперы, но никак не нефтегазовые компании, реализующие большие инфраструктурные проекты. “По большому счету, наше падение ничем, кроме ажиотажа, не подкреплено, российский рынок растет быстрее, чем рынки других развивающихся стран”, — заявил SeaNews В.Дорохов.

    По словам регионального директора департамента складской и индустриальной недвижимости Colliers International (Россия) Максима Шакирова, нестабильность на финансовых рынках, а также рост стоимости стройматериалов привели к тому, что строительство нескольких объектов в Санкт-Петербурге либо перенесено, либо заморожено. По оценкам Colliers International, в течение 2008г. в Санкт-Петербурге будет введено в эксплуатацию около 700 тыс. кв. м складских помещений, что составит лишь две трети от заявленных ранее площадей. Такая ситуация возникла в связи с переносом сроков реализации ряда крупных проектов, к тому же, несколько проектов находятся в процессе смены инвесторов.

    Вместе с тем, специалисты Colliers отмечают, что в мировом масштабе цены на землю и ставки доходности на складских рынках останутся преимущественно стабильными. Лидирующие позиции по вышеперечисленным показателям занимают страны  Азиатско-Тихоокеанского региона. На складских рынках Европы и Северной Америки ожидается небольшой рост всех показателей, хотя и менее значительный по сравнению с 2007г.

    Другой пример – влияния кризиса на планы представителей транспортного бизнеса – модная как никогда тема IPO. По данным Thomson Reutors 2008 год стал годом тотального отказа компаний из стран BRIC от анонсированных проведений IPO. В прошлом, да и в этом году информагентства неустанно строчили сводки о том, кто еще из столпов российской экономики озаботился первичным размещением своих акций на фондовой бирже. Похоже, что теперь запущен обратный процесс – наступила череда “взятых пауз”.

    Не далее как 22 сентября президент ОАО “РЖД” Владимир Якунин объявил о том, что сейчас не самый удачный момент для проведения IPO “Трансконтейнера” и “Рефсервиса”. “Это [IPO] планировалось в этом году, но моя установка заключается в том, мы должны отреагировать на ситуацию на фондовом рынке и в зависимости от этого принять решение”, — заявил он. Однако уже через день, В.Якунин дал понять, что железнодорожники “заднюю не включают”, заявив, что ОАО “РЖД” не собирается приостанавливать процесс продажи акций дочерних компаний.

    После того, как компания отпраздновала пятилетие, В.Якунин заявил, что в настоящий момент у РЖД нет каких-либо проблем с ликвидностью, однако источника инвестиционных денег у железнодорожников нет, и в ближайшие несколько лет вложения могут быть сокращены на 15%. Руководитель компании посетовал на то, что настал момент, когда “длинных денег” от российских банков получить невозможно, а рынок дешевых западных заимствований закрыт абсолютно для всех.

    В отношении размещения евробондов, которое было запланировано на осень нынешнего года, руководство “Российских железных дорог” заняло “выжидательную позицию”. Так главе РЖД «посоветовали банкиры».

    Напомним, что осенью прошлого года на фоне удачного размещения НМТП, ряд крупных транспортных компаний заявили о своем желании последовать примеру новороссийцев. Уже тогда в разговоре с SeaNews на эту тему финансовые аналитики обращали внимание на кризис ипотечного кредитования в США, ставший инкубатором сегодняшних проблем Fannie May и Freddie Mac, и советовали не впадать в преждевременную эйфорию.

    Осторожнее всех в данном случае повел себя “Н-Транс”, хотя стоит ли тут говорить об осмотрительности руководства или обычной закрытости компании – большой вопрос. Компания успела не только задним числом объявить о появлении такой структуры как GlobalTrans, но и провести первичное размещение ее акций на Лондонской бирже. Итоги отразили достаточно высокую оценку компании инвесторами. А вот что касается другого проекта “Н-Транса” – GlobalPorts, то тут, по словам руководства компании, проведение IPO «будет зависеть от текущей ситуации на фондовом рынке».

    Рынок контейнерных перевозок называют одной из самых динамично развивающихся отраслей. На протяжении целого ряда лет инвестиции в работу с контейнерными грузами только увеличивались. Во многом это связано с соответствующими прогнозами аналитиков, которые не ленились давать оптимистические обещания, заверяя, что с чем с чем, а с контейнерами в ближайшие годы все будет обстоять благополучно. Похоже, что сегодня для отрасли наступила пора первых экзаменов. Что есть нынешний кризис для транспортно-логистического бизнеса и его контейнерного авангарда – отступление на предыдущие позиции или толчок для дальнейшего развития? Приглашаем читателей SeaNews принять участие в дискуссии по данному вопросу.

  • Комментарии: 0

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    ИнвесторыКитай 05.02.2018 Китайский инвестор не дошел до Швеции
    Китайские инвесторы решили отказаться от планов по развитию глубоководного контейнерного порта Брофьорден (Западная Швеция) из-за негативной реакции СМИ […]
    0
    MOLТехнологии 09.04.2018 Новая спецодежда MOL
    Экипажи судов Mitsui O.S.K. Lines (MOL), задействованные на сервисах между Японией и Ближним Востоком, будут обеспечены специальной униформой. […]
    0
    2018АпрельБезработные контейнеровозыГлобально 10.05.2018 Безработные контейнеровозы
    Флот безработных контейнеровозов по состоянию на 30 апреля  2018 года снизился всего на одно судно – до 83 […]
    0 Только для подписчиков SeaNews
    2017ИмпортСтатистика таможниТНПЭкспорт 14.02.2018 Экспорт и импорт ТНП
    По итогам 2017 года российский импорт кожаной обуви увеличился по отношению к показателю 2016 года на 14,4% и […]
    0
    2017UCLHГрузооборот 05.02.2018 UCL Port вырос на 9%
    «Морской порт Санкт-Петербург» увеличил контейнерооборот на 60%
    0
    Кильский каналКонтейнеровозыпроисшествие 20.02.2018 Происшествие в Кильском канале
    Контейнеровоз «Akacia» столкнулся с воротами шлюзов в Киль-Хольтенау на скорости 20 км/ч. Инцидент произошел вчера. Как сообщает World […]
    0
    НазначенияНовороссийский морской торговый портПриморский торговый портЮг 10.01.2018 Назначения в НМТП
    Утвержден гендиректор НМТП, назначен новый гендиректор ПТП
    0
    Морской торговый порт Усть-ЛугаНазначенияУсть-Луга 16.01.2018 Новый генеральный директор в МТП Усть-Луга
    Генеральным директором АО «Морской торговый порт Усть-Луга» назначен Евгений Савкин. Как сообщили SeaNews в компании, соответствующее решение было […]
    0
    Maerskназначение 05.02.2018 Назначение в Maersk Tankers
    Назначен вице-председатель Совета директоров
    0
    ITZimНазначенияТехнологии 16.01.2018 Zim назначил главного по дигитализации
    Новая должность называется Chief Digital Officer (CDO)
    0









  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Запросить аналитическое исследование

    Вы получите письмо на указанный email со сгенерированным паролем



  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Подписка на закрытую аналитику

    Help Text

    Сумма руб. (НДС не облагается):   90,000

  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Приобретение подписки на Сервис ВЭД