• Рус
    • Eng
  • «Black Sea Forum 2008»: итоги

  • 130908-avelana-468x60_6_russian_html5

  • 19-20 марта в Геленджике прошла международная конференция "Black Sea Forum 2008: Перспективы развития портов Азово-Черноморского бассейна". Среди делегатов конференции были руководящие сотрудники Министерства транспорта Болгарии, ФГУП "Росморпорт", ФГУ "Дирекция госзаказчика программы развития морского транспорта", Северо-Кавказской железной дороги, крупнейших стивидорных и экспедиторских компаний России.

    Поддержку конференции оказали Ассоциация Европейского бизнеса в России, Новороссийская торгово-промышленная палата и Южная региональная ассоциация морских агентов и экспедиторов. Всего в конференции приняло участие около 120 делегатов из России, Украины, Казахстана, Германии, Болгарии и Турции. В том числе руководители всех LPG-терминалов юга России.

    С интересом участники форума выслушали доклад Вячеслава Гаврилова, начальника Управления инвестиций и программ развития ФГУП "Росморпорт". По его данным, российские порты Черного и Азовского морей на сегодняшний день переваливают в три раза больше грузов, чем во времена СССР. А к 2015 году суммарный грузооборот стивидорных компаний региона должен увеличиться на 100 млн. тонн. Также были озвучены цифры по инвестициям, которые государство планирует вложить в модернизацию транспортной инфраструктуры региона. На эти цели из бюджета будет выделено 2,54 млрд. рублей, в том числе по программе строительства Олимпийских объектов – 1, 68 млрд. рублей.

     Однако на конференции звучали не только оптимистичные прогнозы. Так, объём перевалки российских внешнеторговых грузов в морских портах Украины в 2007 году  существенно вырос по сравнению с 2006 годом. Об этом заявил Роман Межлумян, начальник отдела мониторинга международных проектов ФГУ "Дирекция госзаказчика программы развития морского транспорта". По его данным, южнороссийские порты теряют грузы уже тритий год подряд. Так, в 2004 году Украина переработал примерно 22 млн. тонн российских транзитных грузов, а в 2007 году эта цифра увеличилась до 51,6 млн. тонн. В тоже время доля портов Азово-Черноморского бассейна России в объеме перевалки в целом по России уменьшилась с 40% до 33,1%. При этом общий грузооборот портов региона три года не показывает существенного роста, остановившись на отметке примерно в 150 млн. тонн.

    По мнению Романа Межлумяна, переломить данную негативную тенденцию сможет продуманное строительство на юге России специализированных терминалов: зерновых, контейнерных, паромных, нефтяных и LPG. Поскольку именно создание специализированных перегрузочных терминалов позволяет повысить эффективность работы в портах, снизить транспортные расходы и в конечном итоге повысить конкурентноспособность российских товаров на мировых рынках.

    Одной из центральных тем обсуждения стал вопрос экспорта зерновых через порты России и Украины. Как известно, после вступления 29 января 2008 года 40%-ной пошлины на пшеницу, меслин и ячмень, российский экспорт зерновых практически остановился. Пошлина действует до 30 апреля, но большинство участников рынка едины во мнении, что пошлину продлят как минимум до нового урожая. Эти данные озвучил Эдуард Фогель, менеджер Информационно-аналитического агентства "АПК Информ".

    Власти страны мотивируют введение, абсолютно запретительной пошлины на пшеницу и ячмень, продовольственной безопасностью Российской Федерации. При этом цены на пшеницу внутри страны продолжают оставаться на стабильно высоком уровне с тенденцией к увеличению. Рынок держится на слухах о нехватке зерна, в частности пшеницы и ячменя, однако зерно еще есть и у ряда экспортно-ориенторованных компаний. По мнению Эдуарда Фогеля, в России вполне может повториться украинский сценарий квотирования и лицензирования, когда с 3 октября 2006 года было введено лицензирование и квотирование экспорта зерновых.

    Пока через российские и украинские зерновые терминалы Черного и Азовского морей переваливается только транзитное казахстанское зерно. Относительно прогнозов на урожай сезона 2008/2009, аналитики компании "АПК-информ" прогнозируют валовой сбор урожая зерновых на уровне 87 млн. тонн. Однако в свете последних событий, когда продовольственная тема обеих стран является козырной картой в предвыборной борьбе, прогноз экспорта сделать очень трудно.  

    Что касается экспорта нефти и нефтепродуктов через порты Черного моря, то в 2007 году он впервые вырос на 8 млн. тонн после трех лет снижения. И опять рост достигнут благодаря увеличению перевалки через порты Украины. Об этом заявила директор по развитию бизнеса ИГ "Петромаркет" Анна Пановко. На этом фоне перевалка сырой нефти через Новороссийский порт падает, начиная с 2004 года. По прогнозу Анны Пановко, эта тенденция может измениться в текущем году. Тем более, что потенциал южнороссийских терминалов далеко не исчерпан. Если говорить о Новороссийске и Туапсе, то нефтеналивные мощности этих портов недозагружены примерно на 15%, Порт Кавказа – на 90%. По мнению специалистов, способствовать росту экспорта через порты юга России сможет несколько факторов: модернизация существующих морских терминалов, строительство нефтепроводов для обхода проливов Босфор и Дарданеллы, а также расширение трубопроводной системы КТК и Транснефти.  

    Информационную поддержку конференции оказали: информационно-аналитическое агентство "SeaNews",  исследовательское агентство "InfraNews", журнал "TRANSPORTWEEKLY", исследовательский центр "Кортес". 

    Более подробная информация на сайте www.bsforum.ru или по телефонам в Новороссийске:  + 7 (8617) 64-16-50, 64-17-80, 64-13-80.

    Е-mail: Info@bsforum.ru

  • Комментарии: 0

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    2017судооборотСуэцкий канал 16.01.2018 Судооборот через Суэцкий канал
    По данным Администрации Суэцкого канала, по итогам 2017 года через Суэцкий канал прошло порядка 17,6 тыс. судов различных […]
    0
    Опасные гидрометеорологические явления 19.01.2018 Волна 8-9 метров у Курил
    Ветер на Каспии, в Азовском и Черном море
    0
    Kuehne+NagelИнвестицииСПТехнологии 15.01.2018 Kuehne + Nagel создает СП с Temasek
    Kuehne + Nagel и сингапурская инвестиционная компания Temasek подписали меморандум о взаимопонимании. Документ нацелен на создание совместного предприятия […]
    0
    2018Бункерное топливоБункеровкаГлобальноЯнварь 09.01.2018 Обзор мирового рынка бункеровки. 2 неделя 2018
    На второй неделе года практически во всех исследуемых портах стоимость всех видов топлива продолжило расти. Так, в Роттердаме, […]
    0 Только для подписчиков SeaNews
    2018Азовское мореКаспийское мореФрахтовые ставкиЮгЯнварь 18.01.2018 Фрахтовый рынок Азовского и Каспийского моря. Неделя 3, 2018
    Рынок Азовского моря практически стабилизировался. Торговля не так активна и в настоящее в настоящее время подвержена колебаниям курса […]
    0 Только для подписчиков SeaNews
    Зимняя навигацияПриморск 17.01.2018 Начало периода ледокольных проводок в Приморске
    Распоряжением капитана морского порта Приморск в связи с интенсивным ледообразованием в порту и на подходных фарватерах с 12-00 […]
    0
    COSCOYang MingМегаконтейнеровозНовострой 10.01.2018 Рекордный год для контейнеровозов
    В январе этого года уже сданы в эксплуатацию 10 новостроев ультраконтейнеровозов, в том числе семь судов вместимостью 19-21 […]
    0
    Зимняя навигацияОграниченияПриморск 12.01.2018 Ледовые ограничения в Приморске
    Согласно распоряжению капитана морского порта Приморск с 00-00 26 января при достижении толщины льда 10-15 см на акватории […]
    0
    Hyundai Merchant MarineСервис 15.01.2018 Новый сервис HMM
    Из Южной Кореи в Катар
    0
    2017ГрузооборотЗебрюгге 19.01.2018 В Зебрюгге растут контейнеры и ро-ро
    Зебрюгге опубликовал операционные показатели за 2017 год. Суммарный грузооборот порта составил 37,12 млн тонн. Выросла перевалка ро-ро грузов […]
    0
    Европейский инвестиционный банкСПГ 10.01.2018 Первый банк в СПГ-коалиции
    Французский банк Societe Generale вступил в межотраслевую СПГ-коалицию, целью которой является расширение использования сжиженного природного газа в качестве […]
    0










  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Запросить аналитическое исследование

    Вы получите письмо на указанный email со сгенерированным паролем



  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Приобретение подписки на регулярную аналитику

  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Приобретение подписки на Сервис ВЭД

  • Поля помеченные * обязательны для заполнения

    Запросить полные примеры материалов оперативной аналитики